В России началось объединение первых 8 регионов. По задумке, в итоге проекта число субъектов РФ сократится в два раза.

Разговоры в виде слухов шли не один год, но в реальный проект идея начала формироваться только сейчас, после слов заместителя председателя Правительства России Марата Хуснуллина, который, что 85 регионов — слишком много для России, их надо объединить для уменьшения административных проблем, а также для более правильного распределения средств. «Точкой роста» он назвал агломерации. Если по учебнику, то ‹агломерация› - это плотное сближение населенных пунктов, поселений, которые связаны не только территориально, но и экономическими, культурно-бытовыми и социальными связями.

Сокращение числа регионов России путём объединения некоторых из них решит сразу несколько административных проблем, а также вопрос неравного распределения средств, считает вице-премьер, который, к слову, курирует, в том числе, бюджеты субъектов Федерации и национальный проект «Жилье и городская среда».

Он также указал, что слишком большое количество регионов ведет к ухудшению работы всего административного аппарата.

В пример он привел находящийся в 100 км от Казани город Чистополь. «Ровно через 30 км начинается муниципальный поселок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет. Вот в муниципальном поселке за счет того, что нефть есть, они не знают, куда деньги девать, потому что у них даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на все — заасфальтировать улицы, провести водопровод, школы построить. А ровно через 3 км нет ни одной тонны нефти, и жители в городе с населением 60 тыс. человек живут с бюджетом 1,8 млрд руб. Они что, заложники того, что здесь нефть есть, а здесь нет», - рассказал Марат Хуснуллин.

Сегодня же, по его мнению, созданию агломераций мешает существующее административное деление Российской Федерации, и проиллюстрировал свои мысли на примере расположенного в 40 км от Казани города Волжск республики Марий Эл.

«Все жители Волжска живут и работают в Казани, но у них совершенно другая бюджетная обеспеченность. Почему Волжск не должен быть в агломерации? Пусть он будет в составе республики Марийской, но бюджетное правило, налоги, и в том числе налоги на недвижимость, нужно регулировать не по административному принципу, а определять границы — либо это должен быть округ, либо агломерации, либо такое муниципальное образование, где действительно будет единая налоговая база», - пояснил Хуснуллин.

Следом за председателем Правительства к обсуждению темы подключился член комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александр Пятикоп, который напомнил, что президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию также затрагивал вопросы межбюджетных отношений.

«В России прямое финансовое управление введено в Хакасии, Костромской области, Удмуртии и еще десяти регионах. Порядка 37 регионов подходят к этой грани. Причина — полномочия, переданные федеральным центром, не обеспечены ресурсно», - заметил Пятикоп.

По его словам, этот вопрос несколько лет изучался Министерством юстиции, Минэкономразвития, Минфином и Счетной палатой РФ. За восемь лет — с 2010 по 2018 годы — федеральный центр передал регионам РФ 250 федеральных полномочий и только 109 нормировал — утвердил методики межбюджетных отношений. Пятикоп также рассказал, что подобная практика была апробирована правительством.

«С 12 самых богатых регионов было собрано по 1% налога на прибыль, набралось 120 млрд рублей. 100 млрд распределили менее обеспеченным регионам, таких регионов в стране 10. Например, в СЗФО самый малообеспеченный регион — Псковская область. В итоге это не спасло Псковскую область и были недовольны другие регионы», — сообщил член нижней палаты парламента.

Тем временем, кажется слова Хуснуллина расходятся со словами Президента Владимира Путина, который в рамках ПМЭФ-2021 подчеркнул, что в России не должно быть «неперспективных регионов, отказавшихся от экономического развития». Президент, по сути, показал своё несогласие с тем, что Россия превратится в «пустыню» с единичными огромными агломерациями.

А пока ничего не ясно, в России проанонсировали начало объединение первых 8 регионов.

Столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, — самая крупная. По данным Росстата, в 2020 году в ней проживало более 17 млн человек. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей. Часть из них пользуется запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области). Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути, это давно единый макрорегион с разными органами управления.

В Санкт-Петербургскую агломерацию входят Санкт-Петербург и Ленинградская область (более 6 млн человек). Она будет увеличиваться за счет развития «городских электричек» (по образцу МЦД). Губернатор Александр Беглов на ПМЭФ-2021 заявил, что строительство скоростной железной дороги позволит присоединить к агломерации еще и Новгородскую область, а это почти 600 тысяч человек.

В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи. Общая численность составит 2,7 млн человек.

Казанская агломерация тоже объединит два региона — Татарстан и частично республику Марий Эл (города Волжск и Звенигово). В совокупности население этой агломерации превысит 1,6 млн человек.

На примере первых четырех агломераций можно увидеть значительную разницу в бюджетной обеспеченности субъектов. Так, доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 2,6 трлн рублей, Подмосковья — 589 миллиардов. Бюджет Санкт-Петербурга запланирован в 651 млрд рублей, Ленинградской области — 155,3 млрд, Новгородской — всего 39 миллиардов. В казне Краснодарского края доходы прогнозируются в размер 294 млрд рублей, в Адыгее — 26,5 миллиарда. Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.

Если процесс, действительно, будет запущен, его уже не остановить. То есть проект, не лишенный логики вице-премьера Марата Хуснуллина, как бы не возмущались его противники, рано или поздно будет реализован в полном объеме.

Сидя, допустим, в Твери, где тоже значительная часть населения работает в Москве, приятно думать о том, что скоро мы можем стать частью Москвы или таким Дальним Подмосковьем. Цены в наших магазинах и сейчас московские, а так еще и разные столичные льготы нам прибавятся. Уже сегодня на территории Тверской области практически завершен процесс образования местных агломераций - объединение районов области в муниципальные и городские округа. Но Верхневолжье пока не включено в список первоочередных объединений, значит, еще есть время порассуждать не только о плюсах проекта, но и о его минусах в масштабах всей страны.

Итак, основная идея объединения - поддержка экономически слабых регионов.  По этому поводу известный тверской экономист, зав. кафедрой государственного управления, зав. лабораторией «Проблемы региональной экономики», профессор кафедры национальной экономики Галина Лапушинская в своих социальных сетях вспомнила сказку про лису и журавля, где лиса гостя дорогого кормила - кашку размазывала по тарелочке. Если бюджет Москвы поделить не только на жителей Москвы, но и на жителей Тверской области, то окажется, что у нас случится «экономический рывок». Но, присоединяя слабый регион к сильному, сильный регион становится не самым обеспеченным. Логичнее, кажется, чтобы поднять экономику слабых регионов, можно выделять деньги на специальные проекты, строить заводы или реализовать какие-то большие инфраструктурные проекты. А разве сейчас все не так? Так. Что-то на что-то куда-то выделяется, но «бедные» регионы не перестают быть бедными.

Второй минус объединения, процесс усилит миграцию из слабых регионов, что приведет к исчезновению последних. Опять рассмотрим на примере Твери, который, напоминаю, пока еще в планах даже не значится. Тверь объединяют с Москвой. Областная столица сразу же утрачивает свой статус. Начинает падать престиж всего внутри города: вузов, головных офисов предприятий и прочее. Соответственно, молодежь с периферии, которая сегодня едет в Тверь, как в столицу региона, чтобы выучиться здесь, устроиться на работу и остаться жить, поедет дальше. Впрочем, и сейчас происходит нечто подобное, молодежь массово мигрирует в Москву. Возможно, пример не совсем удачный, но мысль, думается, понятная. Далеко не всем регионам так повезло с соседкой-Москвой, поэтому для них проблема миграции может стать критичной. 

Пока изучались материалы по этой теме, к территориальным проблемам России присоединился даже Министр обороны России Сергей Шойгу, который просто ошарашил общественность своим предложением построить в Сибири пять городов-миллионников. И туда же, в Сибирь, перенести столицу России. Можно, конечно, по-разному относиться к инициативе Сергея Кужугетовича, но запрос от власти обозначился очень четко. Россия – огромная территория, но потенциал слишком разный: где-то всего много, а где-то – ничего. Это порождает огромный разрыв в благосостоянии и комфорте наших граждан. Возможно, проект «Демография» позволит нам лет через 200 заселить все наши земли, но нам-то хочется хорошо жить сегодня. А это значит, что из всего вороха инициатив, надеюсь, будет выбрана самая верная и, возможно, очень скоро на карте России произойдут большие изменения.

Марина Гавришенко