Зарплаты не успевают за ростом потребительских цен на товары и услуги

Редко, но все же бываю в крупных торговых центрах Твери. И отмечаю, что покупателей на огромных площадях становится все меньше и меньше. Причина, наверное, кроется в снижении покупательной способности населения. Доходы большинства наших земляков не успевают за ростом потребительских цен. Хотя  инфляция в регионе, судя по данным Тверьстата, в нынешнем году находится на рекордно низком уровне.

В ноябре 2019 года, сообщает Тверьстат, сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Тверской области составил 100,2 процента к предыдущему месяцу. А с начала года, утверждает официальная статистика, потребительские цены повысились на 1,6 процента. Эти полтора с небольшим процента можно бы и не заметить, если бы не одно «но». Если бы мы сами не отмечали гораздо более значительный рост цен на самые необходимые товары.

Инфляция официальная и реальная

Уже давно покупаю самые дешевые глазные капли отечественного производства. Минувшим летом небольшой флакончик стоил 11 рублей, потом капли подорожали до 20 рублей, а недавно пришлось заплатить 52 рубля. Еще одно необходимое лекарство за относительно короткий период поднялось в цене почти в четыре раза. Заметно повысилась стоимость продуктов из натурального молока, существенно подорожал растворимый кофе. И перечень товаров, поднявшихся в цене гораздо выше официальной инфляции, можно продолжать и дальше. Все это заставляет усомниться в декларируемом рекордно низком росте потребительских цен.

Расхождение в уровнях официальной и реальной инфляции отмечают и независимые эксперты. Согласно отчету международной аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Последние тенденции на рынке розничной торговли и производства потребительских товаров» за второй квартал 2019 года, уровень наблюдаемой инфляции в России вдвое выше, чем официальные данные.

По данным PwC, потребители  не видят улучшений в собственном финансовом положении. Более того, треть опрошенных заявили, что их финансовое положение ухудшилось. Как отмечают аналитики PwC, потребители покупают меньше и выбирают более дешевые товары. Об этом, в частности, говорит тот факт, что торговые сети стали чаще использовать промоакции в категории продуктов питания.

Важно отметить, что по разным социальным группам населения потребительская инфляция существенно отличается. Чем человек беднее, тем ощутимее для него «инфляционный налог».

Официальные методики плохо описывают инфляцию для малообеспеченных и даже среднеобеспеченных групп населения, отмечают социологи фонда ИНДЕМ. Потребители элитных услуг получают преимущество — в их секторе больше  денег в обороте, и потребительская инфляция здесь ниже. Напротив,  инфляция в группе среднеобеспеченных граждан значительно выше официальной  и, по оценке фонда ИНДЕМ, составляет по России 15-20 процентов. По регионам показатели реальной инфляции также разнятся.

В бедных субъектах федерации низкая покупательная способность населения все же сдерживает аппетиты торговли и сферы услуг. Наверное, этим можно объяснить 0,2 процента ноябрьской инфляции в Тверской области. А на соседней Псковщине органами статистики зафиксирована дефляция – потребительские цены в ноябре снизились на четыре сотых процента.

«Новые бедные»

Аналитики уровня жизни отмечают: что число бедных  растет, и очень существенно. В Тверской области, согласно данным РИА «Новости», 12 процентов населения прозябают в бедности, еще 1,1 процента находятся в крайней бедности, иными словами – живут в нищете.

Из-за перекосов в социально-экономическом развитии и, как результат, усугубляющегося социального расслоения у нас возникла парадоксальная ситуация: в число бедных попали и те, кто работает. Уровень оплаты труда у этих «новых бедных» очень низок и не успевает за потребительской инфляцией. В результате  в категорию бедного населения погрузилась примерно треть массового слоя, который раньше занимал позицию между средним классом и бедными.  Вместо того, чтобы подтягивать этот слой к среднему классу, происходит обратный процесс – скатывание в бедность.

По данным РИА «Новости», в России 7 процентов работающего населения получают более 100 тысяч рублей в месяц, 11 процентов – менее 15 тысяч рублей в месяц. В Тверской области бедность среди работающего населения значительно более заметна: лишь 2,1 процента имеют заработок более 100 тысяч рублей, зато каждый пятый (19,8 процента) зарабатывает менее 15 тысяч рублей в месяц. В соседнем Подмосковье тоже есть такие скромные заработки (у 6,6 процента работающего населения), но медианная зарплата («чистыми» у среднего работника) там 41,9 тысячи рублей, в Тверской области – в 1,6 раза ниже (25,7 тысячи рублей). А цены у нас близки к подмосковным, и по уровню инфляции в ноябре – одинаковый результат. На медианный доход наши работающие земляки могут приобрести менее полутора фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, подмосковные работники – более двух наборов. Почувствуйте, как говорят, разницу.

По оценкам экспертов, разрыв между инфляцией и уровнем оплаты труда будет увеличиваться. Ситуацию мог бы изменить экономический рост и повышение финансового благополучия населения. Если  растут доходы одновременно с ростом цен, то инфляция нивелируется. В этом случае  денег будет достаточно, чтобы оплачивать товары и услуги по более высокой стоимости. Но пока с ростом доходов у нас проблемы, ситуация застойная, поэтому и реальную инфляцию население, включая работающее, по-прежнему будет воспринимать болезненно.

Егор ФЕРЕЗНОВ