Развалины в буквальном смысле – то, что осталось от усадьбы Рачинских в Оленинском районе. Восстановить все это уже, думаю, не получится даже у самых толстых кошельков. «Осторожнее туда заходи, - предупредили меня. – кирпич в башка попадет…». Не попадет, потому что, если честно сверху там падать уже нечему.

В конце XVIII столетия смоленский дворянин Рачинский получил Татево в дар от своего покровителя императора Павла I.

Его сын Александр Васильевич Рачинский (ум. в 1876 году), писатель-историк, был женат на родной сестре поэта Е.А. Баратынского — Варваре Абрамовне.

В первой половине XIX века A.B. Рачинский отстроил татевскую усадьбу и разбил большой сад. Первым делом разбивать богатые сады – это вообще было фишкой русской дворянства. Молодцы…

Ядром композиции татевской усадьбы является главный дом, перед восточным фасадом которого разбит партер, обсаженный липами и спускающийся к пруду. Расположенный рядом с домом регулярный сад плавно переходит в пейзажный парк. В Татеве хранилась реликвия, попавшая сюда из старой смоленской усадьбы Рачинских — биллиардный стол, на котором неоднократно спал именитый гость — светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический.

В семейном архиве Рачинских было множество документов, связанный с поэтом Е.А. Баратынским — братом хозяйки Татева — и со всей семьей Баратынских.

В середине XIX столетия владельцем Татева стал С.А. Рачинский (1833—1902), профессор ботаники Московского университета, горячий поборник идеи народного образования, основанного на строгом религиозном воспитании, состоявший в близком знакомстве с Л.Н.Толстым. Рачинский на собственные средства устроил в Татеве образцовую народную школу, где главное внимание уделялось воспитанию детей в религиозном духе и прививались трудовые навыки, необходимые в крестьянском хозяйстве.

С.А. Рачинский оставил глубокий след в русской педагогике и культуре XIX века, достигнув замечательных результатов. Большую известность получила его книга «Сельская школа», в которой он раскрыл идеалы и методы своей практической деятельности в Татеве. Школу Рачинский рассматривал прежде всего как место воспитания, считая, что «школа, которая не оказывает влияния на умственный и нравственный строй последующей жизни учащихся, является более вредной, нежели полезной». Задача учителя — не «набивать голову ученика сухими познаниями», а «возбудить добрую волю». Из этого положения вытекала главная задача школы: воспитание гармоничной личности, а не формальное и узкоспециальное образование. Тем самым на учителя возлагалась миссия не только просветителя, но прежде всего педагога — сеятеля разумного, доброго и вечного.

Эта школа – единственное, что сохранилось от усадьбы в столь хорошем состоянии, что РАБОТАЕТ (то есть обучает детей) и по сей день.