Есть такой анекдот про психолога: он может поменять лампочку, если лампочка готова меняться. Но шутки – шутками, а все мы ощутили во время кризиса, как не хватает в каждой семье психолога: отношения с паникующими близкими наладить, рассказать, как справиться с тревогой и сделать мир чуточку радостнее.

Именно о радости, которой так не хватает, мы решили поговорить с Мариной Евграфовой, психологом и коучем с опытом более 15 лет. Она считает, что любой человек может быть лучшей версией себя прямо сейчас. И в самоизоляции – тоже.

- Марина, скажи пять главных слов о себе.

-  Свобода, творчество, радость, непрерывное развитие, вера во Всевышнего и вера в науку. А еще -  космос и практическая магия. Сразу введу немного в курс дела: я владею техникой ценностного самоуправления. Это мои ценности, и действительно, ими можно и нужно управлять. Замечу, что у людей, которые развиваются согласно своим ценностям – все хорошо в любой кризис.

- Замечательно, но как же управлять космосом?

- Управляя собой, ты влияешь на окружающих. На космос тоже, кстати. Управлять просто – надо верить. Я, например, по натуре исследователь, и действительно очень искала для себя истинную веру.  Верила в истории всех святых, а, посещая святые места, понимала, что они живые и действительно дают очень сильную энергетику. Это не просто история, не просто какая-то придуманная мифология.

- Ты говоришь, что первая ценность – это свобода. А что такое свобода для тебя?

- Свобода – внутренняя, она неразрывно связано с творчеством.  Она в смелости быть самой лучшей версией себя. Когда у тебя нет препятствий. И если ты ставишь цель, то идешь к ней. Даже если близкие люди твердят, что ничего не получится. Ты идешь по своей дороге и за своим опытом, несмотря на то, что кто-то уже набил шишек. У кого-то не получилось, а у тебя – может выйти.

- Твои ценности связаны с городом, в котором ты живешь?

- Я особенно люблю реки, мосты и набережные нашей Твери. Реки -  это про энергию и её течение. Что вот она жизнь, и она течет, и она очень глубокая. И очень наполненная. Неслучайно здесь, в нашем городе, очень много творческих людей и невероятно сильна творческая среда. Это наши театры, любительские и профессиональные, объединения, сообщества, картинные галереи, музеи, это учебные заведения, которые учат музыке, фольклору, театру, живописи. И это все – великолепно, но для меня город – это люди. На стыке творчества и психологии рождаются интересные практики, в которых раскрывается креативность, активизируется поиск новых сфер применения талантам. 

- Знаю, есть особая история твоего переезда в Тверь. Как это случилось? Какие были твои первые впечатления о городе?

- Сначала - детские. Я сюда приезжала с мамой, и она водила меня за ручку, мы ездили на трамваях. И впечатления были – большого, огромного города.  До моих 12-ти лет мы  жили у железнодорожной станции, где стоят буквально три дома. А вокруг - лес. Я себя чувствую абсолютно лесным,  природным человеком.  А мимо меня на поездах ехали люди. Я очень люблю людей и скучала по ним. Я хотела туда, куда они ехали – в город. К тому времени, как состоялся переезд, мы с мужем уже работали в Твери.

Сначала встал вопрос, а не переехать ли нам сразу в Москву?  Там тоже среда, близкая мне по духу. Но Москва -  очень быстрый город. Я не люблю, когда не проживается жизнь. Там более поверхностная жизнь, не опускается в глубину, как, например, тот же Питер. Тверь – это промежуточное состояние между глубиной и скоростью. Тут нужная скорость, чтобы из своей глубины тебя не выдернули за хвост.

Чего мне здесь не хватает, это самостоятельности горожан и ответственности за себя и свой город. Не жить между столицами как промежуточное звено, а жить как особое место. Ценить место, где мы живем. Чтобы было ощущение, что я и есть город Тверь. А не что-то, застрявшее  между Москвой и Питером.

- Ты нашла тех, кого искала? Кто они – твои клиенты? Близкие тебе по духу люди?

- Клиенты – это люди, которые чувствуют, что они могут что-то большее, но препятствия и устаревшие представления о себе им не дают выйти на новый уровень развития.  Они находятся в заблуждении, что их вокруг окружают проблемы, не те люди, не та среда. Как я вижу, моя задача – оказаться рядом с таким человеком, чтобы помочь ему выйти на новый уровень развития, расширить границы восприятия.  Иногда люди приходят просто от тоски. Душа мается, не понимает, чего она хочет.

Я – проводник.  Если человек внутренне чувствует, что может двигаться, то мое дело – найти ресурс, поддержать его, потому что иногда человеку не хватает простого доброго слова, чтобы рвануть с места на всех скоростях. Хороший врач – не тот, кто выписывает лекарства или отрезает что-нибудь ненужное, а тот, кто умеет выслушать. Мне кажется, что иногда человеку стоит подсказать какое-то слово. И все изменится.

И да! Без согласия лампочки – света не будет.

Татьяна Трофимова