Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, массу ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, благотворительный фонд «Добрый мир», как только это стало возможным, возобновил занятия по альтернативной коммуникации для детей с расстройством аутистического спектра. Этот уникальный проект был реализован при грантовой поддержке Правительства Тверской области.

Главная проблема таких детей - они не могу выразить свои желания, свои потребности. Прежде всего, сложности возникают непосредственно в семье. Ребенок не может сказать, показать, что он хочет. Мама, папа не понимают его. Ребенок нервничает, плачет, кричит. Это, согласитесь, нормальная реакция, когда вас не понимают.

Но если даже родители еще как-то приспособились понимать своего ребенка, то дальше, в социуме, при общении с незнакомыми людьми, у детей с расстройством аутистического спектра возникают фактически непреодолимые трудности.

Для того чтобы приспособить детей с аутизмом к дальнейшей жизни в обществе (они же не всегда будут детьми на попечении родителей), существуют определенные методики по альтернативной коммуникации.

Одна из таких систем называется PECS: карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми. Почти у всех детей, у которых отсутствует речь, таким образом при регулярных занятиях появляется реальный шанс научиться точно выражать свои потребности и желания во взаимоотношениях с родителями и другими окружающими людьми. А окружающие, соответственно, могут уже понять ребенка.

Конечно, данная методика требует огромного терпения, как со стороны родителей, так и специалистов, занимающихся с ребенком.

Именно занятия по альтернативной коммуникации и составили основу проекта, который фонд «Добрый мир», на попечении которого находятся порядка 60 семей со всей Тверской области, реализовал.

Помимо непосредственных занятий с детьми, проводились встречи с родителями в Ржеве, Твери. Для семей, которые прошли очные консультации, были изготовлены книги с первоначальным набором коммуникационных карточек и набором для расписания.

Но, наверное, для того, чтобы читатель лучше понял, что из себя представляют данная методика, занятия, а главное, какой прогресс происходит в развитии ребенка, необходимо предоставить слово самим родителям, воспитывающим особенных детей.

Марина Комендантская (сын Саша):

- Оформляя ребенка в детский сад (в три года по возрасту), мы попали на прием к психиатру, где из опроса, как развивается ребенок, специалист предположила, что у ребенка задержка психического развития, похожего на расстройство аутистического спектра. Мы с мужем прошли все стадии осознания проблемы (от отрицания диагноза, депрессии, поиска чудесной таблетки до принятия ребенка такого, какой он есть). Встал вопрос, что делать дальше. Начались поиски медицинских организаций и специалистов, способных нам помочь.

К сожалению, помощь, которую нам предлагали в государственных учреждениях, не была столь эффективной, как хотелось бы. Изучая информацию в Интернете, я нашла сайт благотворительного фонда «Добрый мир». Оказалось, что в фонде отзывчивые, неравнодушные люди, стремящиеся помочь в сложной жизненной ситуации. Нас приняли с теплотой, пониманием и готовностью оказать помощь. На тот момент у ребенка были проблемы с речью, сын не говорил (он не мог сказать, что он хочет или где у него болит), мы его не всегда понимали, и встала необходимость обучить ребенка общаться с помощью альтернативной коммуникации.

Спасибо директору благотворительного фонда Самсоновой Екатерине Владимировне за предоставленные занятия. Спасибо всем преподавателям за их знания и опыт работы с детьми с ОВЗ. Эти занятия помогли не только нашему ребенку, но и нам, родителям, стало проще общаться с собственным сыном. Наша жизнь изменилась, теперь Саша может донести до нас информацию о своих желаниях с помощью обмена карточками PECS. Ушли в прошлое истерики. Понятно, что работы еще много, но теперь мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Татьяна Смирнова (сын Денис):

- Конечно же, мы понимаем, что такие дети достаточно сложные, тяжелые. Они подвижные, умненькие, но некоммуникабельные. Поэтому я, конечно, очень благодарна специалистам фонда за профессионализм и терпение. Приятно удивило, что к каждому ребенку – индивидуальный подход. Мы начали заниматься практически с нуля, сейчас Денис разбирается в карточках, мы уже дошли до цифр. Хочу особо отметить, что хотя непосредственно сами занятия с преподавателями уже завершились, мы в постоянном контакте. Я могу позвонить в любое время, меня проконсультируют и помогут.

Надежда Михайлова (сын Саша):

- До занятий в фонде сын немного умел работать с карточками, через картинки давал нам понять, чего хочет. Теперь же он сопровождает свои действия словами. Это очень здорово! Методика хороша еще и тем, что мы в семье раньше тоже не очень понимали, как контактировать с ребенком, как его понимать. Так что учебу проходили и мы, родители. Теперь же это стало системой жизни. И, конечно, атмосфера в семье нормализовалась. Потому что мы, наконец, стали понимать друг друга.

Александра Демакова (сын Лев):

- Очень активно используем карточки. Сын теперь легко показывает свои желания поесть, попить. Да, в это с трудом верится, но раньше он не мог этого сделать. Не знал, как, а мы совсем не понимали, чего он хочет. При этом кураторы от фонда нас не бросают, помогают дистанционно, по первой же просьбе. За это фонду особая благодарность.

Алла Жукова (сын Костя):

- Мы и раньше пробовали заниматься с педагогами. Но сын далеко не с каждым шел хоть на какой-то контакт. На занятия в фонд он прямо бежал. И даже сейчас, когда мы проезжаем мимо, он всегда смотрит и спрашивает: «Туда?» Раньше он показывал свои желания жестами, какими-то знаками. Сейчас стал в основном говорить. А из карточек складывает целые предложения. Но речь стала для него не просто озвучиванием какого-либо предмета, а способом выразить свою просьбу. Невероятно, но он уже начал читать. Прорыв огромный! А особая благодарность за то, что не только сын научился общению, но и мы, его родители.

Елена Баландина (дочери Лидия и Саша):

- У меня девочки, хотя и двойняшки, но очень разные. И по характеру, и по способностям к коммуникации. Саша с этими карточками быстро разобралась, что к чему, и так же быстро научилась складывать из картинок целые предложения. Очень большой скачок произошел у нее с речью. Кроме того, она в уме складывает предложения и может озвучить их.  Лида пока не говорит. Но она уже понимает, что если она чего-то хочет, а ее не понимают и не дают, не надо кричать и плакать, достаточно показать пальчиком на карточку. На самом деле, после занятий в фонде я поняла, что хороший эффект дает именно комплексная система занятий с логопедом, дефектологом, специалистом по альтернативной коммуникации. Я очень довольна ощутимым прогрессом в развитии моих девочек. Естественно, что мне, как маме, тоже дали необходимые навыки для того, чтобы мы продолжали заниматься уже в домашних условиях.

Мамы особенных детей с искренней благодарностью вспоминают занятия по методике PECS, организованные благотворительным фондом «Добрый мир». И, конечно, всех волнует один вопрос: а что дальше?

Екатерина Самсонова, директор благотворительного фонда «Добрый мир»:

- Прежде всего, я хочу поблагодарить Правительство Тверской области за столь финансово ощутимую грантовую поддержку нашего проекта. Это означает то, что понимание проблемы адаптации, социализации особенных детей есть. И решению этой проблемы надо помогать.

Мы уже не первый год работаем с семьями, где воспитываются дети с аутизмом. Наши занятия позволяют ребятам получить возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, желания, активно взаимодействовать со сверстниками, с окружающими людьми. Мы знаем массу примеров в мире, когда дети с расстройством аутистического спектра вырастали в очень успешных, даже знаменитых людей. И чем раньше с ребенком будут проводиться специальные, качественные занятия, тем раньше он освоится в нашем социуме. Аутизм – это не болезнь. Поэтому этих детей не лечат, а учат и развивают.

Учат и взрослых, воспитывающих таких детей. Умение коммуницировать, понимать немного не такого человека, как ты, – величайшее достижение и высочайшее умение.

Разумеется, работа с такими семьями будет продолжена и в дальнейшем. Это одно из основных направлений в работе нашего фонда.

Отдельная наша сердечная благодарность всем неравнодушным людям, которые своими целевыми пожертвованиями позволяют этому проекту жить, развиваться, набираться опыта, совершенствоваться, обучать наших специалистов, работать с ребятами и родителями.

Общими усилиями мы поможем тем, кто нуждается в нашей с вами помощи.

Помочь семьям с особенными детьми можно здесь: http://dobriy-mir.ru/perevod.

Марина Гавришенко