На вопросы отвечает адвокат-консультант Абдулла Экаев.

Убежден,  не один я задаюсь вопросом, что означают  употребляемые в последнее время термины «чрезвычайная ситуации»  и  «самоизоляция». Конечно, меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции необходимы, но в правовых рамках. Иначе доброе дело, как мне кажется,  может  перейти в негативную плоскость.

Николай Трофимов, г.Тверь

Существуют  законы, возлагающие на физических и юридических лиц определенные обязанности в тех или иных неординарных случаях.  Наиболее важным является  конституционный закон   "О чрезвычайном положении". Он вводится в действие указом Президента России на всей территории страны или в ее отдельных местностях.  Если в двух словах, то чрезвычайное положение – это смесь законов военного времени, комендантского часа и прочих неприятных ограничений. Основной его минус   для граждан заключается в том, что индивидуального подхода в таких ситуациях просто не бывает. Оно в настоящее время введено в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья.

Более мягким является ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».  

До недавних пор правом  вводить в России режим чрезвычайной ситуации  обладала правительственная комиссия под руководством главы МЧС.  Однако на днях  Президент России подписал  спешно принятый парламентом закон, наделяющий правительство правом вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации   на всей территории России или в некоторых регионах. И, что очень важно, список причин для объявления чрезвычайной ситуации дополнен новым пунктом: распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих. Однако этот закон пока что в действие не  введен.

Что касается понятия «самоизоляция», то с ним не до конца все понятно. С одной стороны закон его не предусматривает. С другой стороны это самое употребляемое сейчас слово. Им в основном обозначают рекомендацию властей воздерживаться   от выхода из дома. 

Однако жизнь диктует свои правила. Хотя региональные власти в рамках актуального законодательства не могут запрещать перемещения всем гражданам без разбора,   мэр Москвы  ввел ограничения на передвижения. А  премьер‑министр Михаил Мишустин попросил регионы ввести аналогичные меры у себя, что уже делается.

С каждым днем происходят изменения в законодательстве. 1 апреля введена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Ни режима  повышенной готовности, ни чрезвычайной ситуации пока в   Тверской области не существует. Полагаю,  что это связано с сознательной самоизоляцией жителями.