В январе-июне этого года в Банк России поступило 78 жалоб от жителей Тверской области, которые столкнулись с навязыванием ненужных им услуг или мисселингом - подменой одного финансового продукта другим.

Стать жертвой мисселинга можно, например, при обращении в банк, чтобы воспользоваться возможностью сохранить и приумножить средства. «Вместо вклада в банке могут отрыть индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). В итоге вы становитесь не вкладчиком, а розничным инвестором. Конечно, вклад и ИИС как финансовые инструменты заставляют деньги «работать». Но  в первом случае доходность, хоть и минимальная, гарантируется. Во втором – нет, и вы можете как приумножить средства, так и оказаться в убытке или вовсе потерять деньги при банкротстве компании, в чьи акции вложитесь. Кроме того,  банковский вклад всегда застрахован, и даже если кредитная организация перестанет работать, государство вернет вам средства – до 1 млн 400 тыс. рублей», - приводит пример мисселинга Николай Комаров, управляющий Отделением Тверь ГУ Банка России по ЦФО.

Причиной подобных ситуаций является недостаточное информирование потребителя об особенностях и рисках приобретаемого продукта. Кроме того нередко  финансовые организации по-разному рассказывают клиенту об одних и тех же продуктах, используя специальную терминологию, что затрудняет выбор и мешает принять человеку обдуманное решение. Центральный банк  уже не один год работает над тем, чтобы люди при покупке были максимально информированы. В этом году регулятор начинает внедрять новый инструмент – «ключевой информационный документ» (КИД), который позволит стандартизировать действия продавцов по информированию покупателей. «КИД по сути паспорт финансового продукта, в котором на 2-3 страницах, не мелким шрифтом, простым языком, без обилия финансовых и юридических терминов, изложена информация», - прокомментировал Николай Комаров.

Таким образом, потребитель сможет не только понять основные особенности того, что он приобретает, но и сравнить одинаковые продукты в разных финансовых организациях и сделать информированный выбор. При этом КИД не подменяет правила и условия договора, документ носит исключительно информационно-справочный характер.

По мнению экспертов Центрального банка введение КИД будет способствовать более прозрачным отношениям между продавцами финансовых продуктов и их клиентами. А от этого во многом зависит доверие к финансовой системе в целом и то, насколько люди удовлетворены качеством работы конкретной организации на рынке. Кстати, теперь жители региона могут в онлайн чате мобильного приложения "ЦБ онлайн" оперативно подать свой отзыв о финансовой организации или задать вопрос сотруднику Банка России, проверить информацию о финансовой организации и найти на карте ее ближайший офис.

В Отделении Тверь ГУ Банка России по ЦФО напоминают, что граждане, чьи  права в качестве потребителей финансовых услуг нарушены, могут обращаться в Банк России через интернет-приемную на официальном сайте www.cbr.ru или по телефону горячей линии 8-800-300-30-00.