Как мы уже не единожды писали, после пандемии мир уже не станет прежним. И дело даже не том, что нам еще долго предстоит вакцинироваться и соблюдать меры личной предосторожности. Это рано или поздно закончится. Вот к чему мы точно уже никогда не вернемся – это к прежнему быту и условиям труда. Процессы, связанные с цифровыми технологиями, автоматизацией, оптимизацией трудовых процессов, которые постепенно развивались до коронавируса, ворвались в нашу жизнь стремительно и сразу. И, повторюсь, теперь мир точно не будет прежним.

Сегодня мне хочется поговорить об абсолютно новом, но уже разрастающемся, рынке маркетплейсов. Проще говоря – онлайн-магазины.

Нет, разумеется, эта современная форма торговли возникла не вчера. Помните, мы несколько лет назад выбирали и покупали товары в интернет-магазинах. Это дешевле (в цену товара не суммируются прочие расходы магазина), это удобно (товар можно изучить по всем характеристикам), это, наконец, быстрее (не надо тратить кучу времени для похода в магазин). Правда, курьерские службы тогда были недостаточно развиты, все равно надо было идти в какой-нибудь пункт выдачи, но преимущества интернет-магазинов становились все более очевидными.

В пандемию многие ушли на «дистанционку», и тут уже точно стало не до посещения магазинов. Именно в этот момент и начали развиваться существующие платформы электронной торговли и стали появляться новые, такие, как Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет. Уже сегодня бренды крупнейших игроков этого рынка у всех на слуху: Ozon, Wildberries и AliExpress, которые  растут быстрее, чем любой другой крупный бизнес в стране.

Так, например, по оценкам аналитиков, оборот Ozon в 2020 году вырос на 140%, Wildberries - на 96%, а преимущественно оффлайновый, работающий на курьерской доставке продуктов питания,  Х5 Retail - на 14%, Магнит - на 13%. Это говорит о том, что  маркетплейсы откровенно вытесняют ритейлеров с рынка. К чему это приведет?

Формирование рынка полностью завершится очень скоро. Благодаря распродажам, рекламе и огромным ресурсам материнских кампаний, Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет быстро догонят лидеров - Ozon, Wildberries и AliExpress. Разумеется, обычный покупатель -  в большом выигрыше, так как товары будут дешевыми, а пункты выдачи начнут появляться такой же шаговой доступности, как и сегодня супермаркеты. Снизится и порог бесплатной доставки.

Неизбежно закрытие локальных оффлайн-магазинов, так как  доля маркетплейсов будет расти абсолютно на всех рынках. Через эти платформы можно будет купить абсолютно всё, начиная  от автопокрышек и до корма для хомячка. С мелкими магазинами произойдет то же самое, что с таксопарками 10 лет назад - они или закроются, или станут продавать только через маркетплейсы. Площадки постепенно будут повышать комиссию, и ритейл станет менее выгодным для предпринимателей.

Активно циркулируются слухи о скором выходе Wildberries (единственная российская компания среди лидеров) на IPO. Сама Татьяна Бальчук пока эти слухи опровергает, при этом не скрывая, что маркетплейс Wildberries ведет переговоры с несколькими банками о возможном создании собственного финтех-продукта. Тем не менее, рано или поздно, но это неизбежно, также, как и бурный рост акций Яндекса, Сбера и Ozon. А это означает, что нефтегазовым гигантам придется потесниться в топ-10 крупнейших компаний страны.

Что же прогнозируют аналитики, говоря о том, кто из платформ-лидеров победит в этой гонке за потребителя. Выиграет тот, у кого будет больше ресурсов по выгодной цене. Сбер выглядит фаворитом, имея практически неограниченный денежный ресурс, но у него слишком слабый фокус на онлайн-ритейл. У Ozon и Wildberries максимальный опыт и концентрация на этом бизнесе, но нет сильного партнера за спиной. Яндекс похож на того, кто может найти золотую середину, но для этого нужно наверстать отставание от лидеров за 2-3 года. Хочется повториться, в любом случае выиграет потребитель.

Марина Гавришенко