Современный налогоплательщик, выходя в сеть Интернет, в том числе и с мобильных устройств, хочет получать актуальную информацию и государственные услуги в наиболее комфортном для него формате. ФНС России должна предоставить ему эту возможность.

В связи с этим Федеральной налоговой службой Российской Федерации была разработана   Концепция по организации работы с налогоплательщиками, в которой одним из приоритетных направлений стало расширение дистанционного обслуживания, развитие, упрощение и стандартизация сервисов, а также улучшение и минимизация личных обращений налогоплательщиков, что и станет основой модели развития «Современно, быстро, просто и удобно!»

Об актуальных проблемах и перспективах развития электронного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами с использованием различных электронных сервисов мы поговорили с Юлией  Кондратенко, заместителем начальника отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области.

- Юлия Александровна, сегодня взаимодействие с налоговыми органами подразумевает обмен большим количеством информации, объем которой стремительно растёт. Какие средства электронной связи помогают налогоплательщику справиться с этой задачей? Какие из них самые востребованные?

- Хочется отметить, что ФНС России активно внедряет предоставление электронных услуг населению, которые ориентированы на все категории налогоплательщиков: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые и отличаются лишь по способу оказания услуг. Одни из них носят информационный характер, другие позволяют взаимодействовать с налоговыми органами, не выходя из дома, третьи – заплатить налоги. Сегодня все электронные сервисы востребованы. Но самое широкое распространение среди налогоплательщиков получили интерактивные сервисы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет юридического лица», «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», «Мой налог» для самозанятого. В линейке личных кабинетов на первом месте находится интерактивный сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

- Что предоставляет данный сервис физическому лицу?

- Физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа все документы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика: об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах, начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплаты или задолженности по налогам, о состоянии расчётов с бюджетом. Также можно получать налоговое уведомление и квитанции на оплату налогов и оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи, для чего просто нужно ввести реквизиты банковской карты. Наверное, самым главным прорывом в развитии личного кабинета для физических лиц за последние годы стала возможность физическим лицам использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись, с помощью которой, например, можно подписать декларацию по форме 3-НДФЛ и направить в налоговую инспекцию в электронном виде. Также можно направить отсканированные копии подтверждающих документов. Дублировать декларацию и подтверждающие документы на бумажном носителе в этом случае не нужно. Получение электронно-цифровой подписи в сервисе абсолютно бесплатно.

А декларацию можно заполнить в Личном кабинете в три клика, благодаря коротким сценариям. Достаточно выбрать ситуацию, пройти краткий опрос, и декларация готова. С помощью таких коротких сценариев можно заполнить налоговую декларацию на имущественный налоговый вычет при покупке или строительстве недвижимости, на социальный вычет при обучении или лечении, отчитаться о продаже имущества, получить инвестиционный вычет.

В текущем году для пользователей Личного кабинета налогоплательщика планируется ввести упрощенный порядок получения имущественного и инвестиционного вычета. Данные вычеты налогоплательщики смогут получить в два раза быстрее и без необходимости направления налоговой декларации 3-ндфл и пакета подтверждающих право на вычет документов.

Кроме того, в Личном кабинете имеется раздел «Доходы», в котором содержатся справки о доходах 2-НДФЛ, полученные от работодателя или другого налогового агента, а также сведения из расчетов по страховым взносам, о дивидендах из декларации по налогу на прибыль организации. Также в профиле доступны «Сведения о банковских счетах» и «Счетах за рубежом».

- Напомните, пожалуйста, нашим читателям, как получить доступ к личному кабинету налогоплательщика?

- Доступ к личному кабинету – это логин и пароль, указанные в регистрационной карте, которую можно получить в любом налоговом органе, независимо от места постановки на налоговый учёт. Также можно получить доступ при помощи квалифицированной электронной подписи. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан Удостоверяющим центром. И ещё один способ получить доступ к Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц: с помощью подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг.

- Насколько активно налогоплательщик Твери пользуются сервисом Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц?

- Количество пользователей сервиса ежегодно увеличивается. Так, только на подведомственной нашей инспекции территории (Московский, Центральный, Пролетарский р-ны), на сегодняшний день зарегистрировано более 60 тысяч физических лиц - активных пользователей.  Быть пользователем «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» - это современно, быстро, просто и удобно.

Азалия Сабирова