У каждого поколения - свои символы. У моего - пионерский значок, талон на водку и ваучер. А у нынешнего пока только - QR код. Слова не мои. Одного моего хорошего друга. Но он, безусловно. прав.

Уже очевидно, что общероссийская компания по вакцинации с треском провалилась. Страна, которая первая выпустила вакцину, оказалась в конце рейтинга привитых стран, где-то между Гондурасом и Парагваем. На данный момент, в России вакцинировано порядка 47 процентов граждан, что, разумеется, позволяет лишь мечтать о коллективном иммунитете.

Очевидно, в этой ситуации Правительство страны пойдет на крайние меры – обязательная вакцинация через введение QК-кодов. Это лишь вопрос времени, но будет, уж поверьте. Хорошо это или плохо, надо или не надо, и вообще любой дискурс вокруг вакцинации – не формат данной колонки и газеты в целом.

Хотелось бы поговорить непосредственно о том, что «кодировка» даст или отнимет у нашего малого и среднего бизнеса. Крупный не берем в расчет, так как те же самые авиа и ж/д перевозчики, если путешествия будут только по кодам, наверняка получат мощную помощь от государства.

Как, увы, показывает практика, проблемы МСП – из разряда «спасение утопающего». В Москве, если помните, не так давно уже вводили подобное для кафе и ресторанов. Если я не ошибаюсь, инициативы московских властей хватило на две недели практики. Рестораны и кафе в первые же дни понесли такие колоссальные убытки, что власть, кажется, растерялась: кого теперь в первую очередь спасать.

Сейчас же идет разговор, что по QR-кодам осуществлять допуск везде, кроме магазинов питания, аптек и магазинов с товарами первой необходимости. Кафе, кинотеатры, фитнесс-залы, концерты, непродовольственные магазины – вход только для «закодированных».

Бизнес-омбудсмен по защите малого и среднего предпринимательства Анастасия Татулова назвала текущую ситуацию с QR-кодами «бессмысленным издевательством над бизнесом». По ее словам, ни в одном регионе это не дало результата — «нет ни роста привитых, ни снижения заболеваемости». С точки зрения бизнес-омбудсмена, фитнес, рестораны, кинотеатры и непродовольственные магазины не являются эффективным средством давления: «При развитой доставке, при открытых кулинарных полках в магазинах, при работающем McDonald’s все это убивает умудрившийся выжить за эти полтора года российский ресторанный бизнес в регионах». Введение QR-кодов по отдельным отраслям в таком виде, как сейчас, «гарантированно убьет бизнес», считает Татулова, указывая, что адекватных ситуации и потерям мер поддержки «так и не родилось»: «В рестораны люди не ходят поодиночке, они ходят компанией. Если у одного из компании нет кода — не идут все. Идут домой, покупают еду и спиртное или заказывают доставку и сидят дома. Либо необходимо вводить везде — от транспорта, такси, метро, автобусов, поездов и самолетов на внутренних и внешних рейсах, либо нигде».

Конечно, наивно думать, что люди все-таки кинутся прививать исключительно для того, чтобы поужинать в кафе или съездить в магазин выбрать шкаф. К счастью, для всего этого существует и уже отлично работает служба доставки всего: от корма для хомячков до сложной бытовой техники. Бизнесу же в этой ситуации, наверное, просто стоит подготовиться и переформатироваться. Как? Промониторить ситуацию, просчитать клиентов в тот же самый ресторан-счастливых обладателей. Допустим, после анализа выясниться, что из обычных 100 посетителей прийти сможет лишь 50, чтобы не допустить падения выручки, сориентировать работу именно на эти 50 процентов гостей, а остальное – на доставку.

Не думаю, что, когда придет время настолько усиливать меры по вакцинации, нам сообщат об этом буквально накануне. Нет, время подготовиться все же дадут. А дальше, или спасаемся собственными руками, или тонем. Третьего варианта сейчас не будет.

Марина Гавришенко