Десятки тысяч тверитян едва сводят концы с концами.

Часто вижу в Твери  у больших магазинов, перед пешеходными переходами сгорбленных старушек, безногих инвалидов, просящих милостыню. Сгребаю из кармана монеты, ссыпаю в пластиковый стаканчик либо в подставленную ладонь. При этом всегда испытываю чувство горечи и жалости к людям, оказавшимся в нищете. Это – крайние проявления бедности. Но  полунищенское существование нередко ведут и люди вполне молодые, в трудоспособном возрасте.

Бедность – явление, распространенное во всем мире, не только у нас. Малоимущие слои населения не могут удовлетворить сполна свои потребности в еде, одежде, развлечениях, содержательном отдыхе. А уж о комфортном жилье, собственном автомобиле, платной медицине, поездках к морю им приходится только мечтать.

Бедность в нашей стране имеет характерные особенности. В регионах с суровым климатом, к которым относится и Тверская область, людям приходится выкладывать значительные суммы на оплату коммунальных услуг, особенно дорого обходится отопление. Низкие температуры вызывают необходимость в усиленном питании, на что требуются дополнительные средства. Все это усугубляет проблему бедности. Добавим еще постоянное подорожание всего и вся, скачки цен явно не укладываются в подсчитанный статистикой уровень инфляции. В подобной обстановке бедные семьи пребывают в подавленном состоянии.

Хотя мы и живем в одной стране, но уровень жизни разнится даже в соседних регионах. Поэтому, описывая состояние с бедностью в Тверской области, мы будем сравнивать его с материальным положением населения в других областях.

Чем душа кормится

Уровень жизни наших земляков в концентрированном виде отражает такой показатель, как доходы на душу населения. Как сообщает Росстат, в 2018 году в среднем по России на душу населения приходилось по 32609 рублей в месяц, в Центральном федеральном округе – по 41489 рублей. Тверская область со среднедушевыми доходами 25467 рублей занимала 46-е место среди 85 регионов страны. Для сравнения: в соседней Московской области доходы на душу населения в 1,7 раза выше – 42814 рублей, на Вологодчине – 26730 рублей, на Ярославщине – 26610 рублей.

Представляет интерес структура денежных доходов наших земляков. Более трети – 35,9 процента – это доходы за счет оплаты труда. Социальные выплаты составляют более четверти – 26,1 процента. На втором месте по значимости – так называемые прочие доходы (27,8 процента). Сюда входит и скрытая зарплата, то есть получаемая в конвертах при трудоустройстве по серым схемам. Доходы от предпринимательской деятельности незначительны – в среднем 5,5 процента от дохода на среднестатистическую душу населения. Это говорит о том, что предпринимательский класс в нашем регионе немногочислен и существенной роли в повышении уровня жизни населения пока не играет.

Для определения благосостояния жителей вводится понятие прожиточного минимума. Это минимальный набор товаров и услуг, необходимых для очень скромного существования – на грани выживания. В прошлом году прожиточный минимум населения Тверской области составлял всего 39,9 процента от среднедушевого дохода. В Подмосковье среднедушевой доход был в 3,6 раза выше прожиточного минимума, в Ярославской области – в 2,8 раза, в Тверской области – в 2,5 раза.

Средние цифры бывают лукавыми. Надо копнуть глубже. В прошлом году в нашем регионе 62,2 процента населения (почти две трети) располагали средствами ниже среднедушевого дохода, а 12 процентов жителей Верхневолжья имели доходы ниже прожиточного минимума, то есть жили за чертой бедности. 12 процентов – это практически каждый восьмой, более 150 тысяч человек прозябали в нищете. По оценкам ряда экспертов, на самом деле бедных примерно вдвое больше по сравнению с теми цифрами, которые приводит официальная статистика.

 

Бедность на зарплате

Мои знакомые – семья с двумя детьми-школьниками – озабочена экипировкой своих подросших за лето чад к учебному году. Надо обновить одежду и обувь, приобрести более вместительные рюкзаки, закупить канцелярские причиндалы. Денег на все катастрофически не хватает, приходится брать взаймы. А ведь оба родителя работают. Но семейный бюджет постоянно трещит, образуя прорехи то в одном месте, то в другом. И таких семей, в которых и взрослые, и дети вынуждены экономить, залезать в долги, немало. Это не асоциальные семьи с пьющими родителями, а вполне благополучные, на постоянной зарплате. Но … бедные. В этом парадокс нашей действительности.

По данным Росстата, в России 3,3 процента работников в 2019 году получают зарплату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В Московской области таких 1,6 процента, Вологодской – 2,1 процента, Ярославской – 4,1 процента, Новгородской – 5,1 процента. В Тверской области 9,7 процента работников (практически каждый десятый) довольствуются заработной платой ниже прожиточного минимума.

Согласно сведениям, которые приводит Росстат, среднемесячная заработная плата в нашем регионе – 33800 рублей. В среднюю зарплату включается оплата труда всех сотрудников – от директора до уборщицы. Более объективно, на наш взгляд,  отражает материальное положение сотрудников так называемая медианная зарплата, учитывающая уровень оплаты труда работников из середины штатного расписания. В Тверской области в 2019 году, по данным Росстата, медианная зарплата оказалась на 18,6 процента ниже средней и составляет 27513 рублей.

К тому же растет задолженность по заработной плате. Как сообщает Тверьстат, к концу первого полугодия 2019 года долги по зарплате в регионе превысили 120 миллионов рублей. Без средств к существованию остаются более 1,2 тысячи сотрудников.

У Москвы под боком

Официальные пропагандисты не устают твердить о выгодном географическом положении Тверской области, соседствующей с Московской агломерацией. В плане влияния этого соседства на уровень жизни наших земляков есть как позитивные, так и негативные моменты.

К позитивным надо отнести работу жителей Тверской области в Москве и Подмосковье, где уровень оплаты труда неизмеримо выше. И эти доходы статистика учитывает по месту работы. Но все же большинство трудоспособного населения работает в своем регионе, довольствуясь скромными доходами.

А вот цены на товары и услуги, входящие в так называемую потребительскую корзину, в Тверской области вплотную приближаются к столичному уровню. Оттого и сводить концы с концами нам труднее, чем жителям Москвы и Подмосковья.

Некоторые особенности бедности касаются не только Тверской области, но и других регионов.  Малоимущим у нас свойственно ощущение безнадежности, в отличие от девяностых и начала «нулевых», когда бедняки питали больше надежд на скорый выход из этого состояния.

 При анализе уровня бедности выделяют две ее разновидности: бедность по доходам (зарплате) и бедность по возможностям. Обычно за основу берется первый вариант, однако по второму показателю ситуация в нашей стране гораздо хуже. В России бедность по возможностям охватывает четверть от общего числа жителей, в то время как в развитых странах – лишь чуть больше 15 процентов. В то же время уровень бедности в России по заработной плате примерно равен таковой за рубежом. Развитие бедности по возможностям связано с финансовой зависимостью от родственников, в том числе вследствие безработицы или отсутствия хорошо оплачиваемой работы. А в глубинке нередко невозможно найти любую работу.

По-прежнему очень остро стоит проблема имущественного неравенства и несправедливого распределения доходов. По данным авторитетных экспертных организаций, около 70 процентов материальных благ принадлежат всего одному проценту населения нашей страны. По материальному неравенству Россия занимает одно из первых мест в мире. Неравенство стало одним из главных препятствий на пути снижения уровня бедности.

Что нужно предпринять, чтобы бедных стало меньше? Комплекс мер напрашивается сам собой: повышать уровень оплаты труда, развивать экономику, прежде всего – малое и среднее предпринимательство, создавать условия для трудоустройства даже в отдаленных районах, упорядочить адресную социальную помощь малоимущим, решительно бороться с неоправданной накруткой потребительских цен, настойчивее искоренять вопиющее неравенство по доходам.

Егор ФЕРЕЗНОВ