Как на федеральном, региональном и местном уровнях стимулируют развитие малого и среднего бизнеса.

Какие меры государственной поддержки МСБ сегодня наиболее востребованы предпринимателями? Насколько они доступны? Каким образом можно повысить их эффективность? Этим темам был посвящен недавний круглый стол «Поддержка бизнеса глазами предпринимателей», организованный на площадке Центра поддержки предпринимательства Тверской области «Мой бизнес». В обсуждении приняли участие заместитель главы администрации г. Твери по вопросам экономического и стратегического развития города Андрей Гаврилин, начальник управления имущественных и корпоративных отношений Минимущества Тверской области Михаил Цветков, начальник отдела создания благоприятной бизнес-среды Минэкономразвития Тверской области Артем Голенков, генеральный директор фонда содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Тверской области Анастасия Свободина, руководители региональных отделений общественных организаций бизнеса, представители бизнес-сообщества. Модерировал мероприятие уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Антон Стамплевский.

Какой помощи ждет МСБ?

По поручению уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ представители этого института в регионах ведут постоянный мониторинг состояние ведения бизнеса на местах и эффективность мер по его государственной поддержке. С этой целью организуются регулярные тематические опросы предпринимателей. В последнем на данный момент опросе приняли участие свыше 7 тысяч представителей МСБ, в том числе 100 участников опроса из Тверской области. Респонденты представляли сферы торговли, бытовых услуг, общественного питания, а также обрабатывающие производства. Вот какие тенденции были выявлены. На вопрос о влиянии на их бизнес вызванных пандемией ограничительных мер 65% опрошенных сообщили, что сохранят свой бизнес и штат персонала, в том числе с помощью мер господдержки, 35% – будут вынуждены сократить часть сотрудников, 28% – не смогут продолжать заниматься бизнесом. При этом 16% предпринимателей готовы взять кредит, 15% перейдут в онлайн-продажи. Антикризисными мерами поддержки в Тверской области смогли воспользоваться 36% опрошенных, 37 – не смогли, хотя пытались, 27 – и не пытались. Судя по ответам респондентов, самыми популярными мерами господдержки в этот период стали для них выплачиваемые каждому работнику компаний МСБ субсидии в размере МРОТ, снижение процентных ставок для предпринимателей, подпадающих под упрощенную систему налогообложения. А также предоставляемые компаниям МСБ, сохранившим в кризисный период 90% штатного персонала, кредиты под 3.0, которые смогли получить 16% респондентов. Около 44% ответивших считают, что меры поддержки МСБ в кризисный период были эффективными, но их недостаточно.

Подобный опрос провели по своей инициативе активистки общественного движения «Нежный бизнес», объединяющего женщин-предпринимательниц. Опрошенные тверские бизнес-леди в этот период воспользовались мерами финансовой поддержки(11%), имущественной поддержки (13%), получили информационную и обучающую поддержку – рекламу в СМИ и в интернете, курсы и консультации в центре «Мой бизнес» (35%). В основном они прибегли к мерам поддержки регионального и местного уровней, федеральными мерами воспользовались всего 23% опрошенных. Как пояснили участницы опроса, в федеральных госпрограммах поддержки часто оказывается слишком высоким порог вхождения. При этом 40% респонденток обращались за помощью в Тверской бизнес-инкубатор, 20% – в фонд содействия развитию венчурных инвестиций, 10% – в муниципальные и автономные учреждения, 20% – в фонд содействия кредитованию МСБ.

Город: спрос и предложение

Если в масштабе региона основным центром притяжения для предпринимателей уже 13 лет является действующий в рамках реализации федеральной программы поддержки МСБ Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес», то в городе Твери комплексную поддержку как начинающим, так и действующим предпринимателям оказывает также МАУ «Агентство социально-экономического развития». Многие предприниматели со стажем обращались за помощью в эту структуру, еще когда она называлась Тверским городским бизнес-инкубатором.  Выполняя задачу создания в областной столице комфортной бизнес-среды, агентство оказывает субъектам МСБ имущественную, консультационную, информационную поддержку, инвестиционное сопровождение их проектов по принципу «одного окна».  Несколько лет назад администрация Твери запустила целую линейку субсидий для малого и среднего бизнеса. Начинающим предпринимателям выделялись гранты начинающим в размере от 100 до 200 тысяч рублей. Предлагали субсидии гостиницам, вкладывающим средства в увеличение своей «звездности»: для того, чтобы соответствовать жестким федеральным требованиям к претендентам на заветные отельные «звезды», требуются существенные вложения.  Также предоставляли объектам МСБ субсидию на подключение к инженерным сетям – это значительные расходы для бизнеса. Субсидировалось и приобретение предпринимателями оборудования для бизнеса. Подо все эти меры, как рассказал на круглом столе заместитель главы администрации г. Твери Андрей Гаврилин, были разработаны нормативы, выделены бюджетные средства. Но практически ничего из этого не оказалось востребованным. Многих предпринимателей, которым предлагались эти субсидии, отпугивала излишняя, по их мнению, забюрократизированность процедур оформления субсидий, необходимость предоставить множество справок, документов. Поэтому из всего перечня мер в городе на сегодня осталась только имущественная поддержка – предоставление помещений, в том числе начинающим предпринимателям, по льготным арендным ставкам, а также некоммерческим организациям – безвозмездно, при условии внесения ими  коммунальных платежей. А субсидии теперь даются только как поддержка на приобретение оборудования, при этом есть ограничения по их сумме.

«В бюджете города непросто выкроить средства для поддержки МСБ, – пояснил Андрей Гаврилин. – Но если мы получим запросы предпринимателей, осуществляющих те виды деятельности, которые нужны городу, мы заложим на поддержку больше бюджетных средств». В числе таких приоритетов, куда планируется направлять поддержку, – и административную, и организационную, и финансовую, – частные детские сады и ясли. В городе огромная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. А такой сегмент, как частные детсады, группы присмотра за детьми, в областном центре, к сожалению, совершенно не развит. Есть несколько таких организаций, уровень оплаты их услуг в разы превышает цены в муниципальных садах и яслях. Город ставит перед собой задачу сделать этот рынок более конкурентным. К слову, того же требует федеральная дорожная карта по развитию конкуренции, ее раздел о дополнительном частном дошкольном и школьном образовании.

Еще одна приоритетная для областного центра тема – вывески, входные группы объектов городской инфраструктуры – магазинов, кафе, салонов красоты и т.д. И городские власти, и жители областного центра хотят видеть свой город красивым, стильным. И если будет запрос от предпринимателей на то, чтобы максимально быстро согласовать эскиз вывески, возможно, компенсировать часть расходов на ее изготовление, город готов им в этом помочь.  Всяческая поддержка также обещана предпринимателям, которые возьмутся внести свой вклад в решение весьма деликатной и очень актуальной городской проблемы – нехватки общественных туалетов. На эту проблему часто указывают организаторы туристского трафика, жалуются и горожане, лишенные этих удобств в парках, скверах и других местах отдыха. Есть у города запрос и на красивые и удобные остановочные павильоны на остановках общественного транспорта, на современные красивые газетные киоски. В администрации города ждут соответствующих инициатив от местного МСБ и готовы способствовать их реализации.

«Квартирный вопрос» для МСБ

Одна из самых востребованных, но при этом, к сожалению, не из самых доступных мер помощи МСБ – имущественная поддержка. Точнее, предоставление в аренду помещений и зданий, желательно, на льготных условиях. Теоретически эту услугу можно получить и в Тверском городском агентстве социально-экономического развития, и в региональном Минимущества. Проблема, однако, в том, что пригодные для нужд МСБ здания и помещения, относящиеся как к региональной, так и к муниципальной собственности, большей частью уже заняты, в том числе предпринимателями-арендаторами. Свободные же помещения в основном находятся не в очень хорошем состоянии, требуют серьезного ремонта. Возможно, эту заботу могли бы взять на себя сами арендаторы – им ведь все равно так или иначе придется адаптировать помещение под свои нужды. Вопрос в том, как им компенсировать эти затраты. У регионального Минимущества есть механизм предоставления арендатору права снизить арендную плату на сумму, вложенную им в капремонт арендуемого здания или помещения. Но на практике это не работает: те, кто пытался пойти этим путем, не смог вписаться в установленные жесткие условия применения этого механизма. Аналогичные проблемы и у властей города Твери: механизмы компенсации затрат арендаторов на ремонт помещений есть, но слишком высок входной порог для пытающихся ими воспользоваться предпринимателей. Доработка этих механизмов и для города и для области – на стадии обсуждения.

Проблему дефицита арендных площадей для объектов МСБ можно было бы частично решить за счет использования для этих целей зданий, являющихся архитектурными, историческими и культурными памятниками. Есть соответствующие нормативные акты, регулирующие вопросы аренды таких площадей, но на деле они не работают. В чем проблема? Как правило, это связано с долгим процессом согласования таких проектов. Если речь идет об имуществе области, то вопрос решается распоряжением правительства региона, и требует массы согласований множества федеральных и региональных инстанций. К тому же реконструкция объекта культурного наследия – это всегда большие деньги, арендатор должен быть уверен, что получит этот объект как минимум в долгосрочную аренду, а в городе и области аренда на длительные сроки, как правило, не предоставляется. Но поскольку запрос на это очевиден, и не только у начинающих, но и у опытных предпринимателей, надо решить вопрос с упрощением процедуры оформления аренды таких объектов.  На круглом столе  было предложено одно из  направлений решения проблемы. У органов власти есть реестр зданий – архитектурных и исторических памятников. Также есть понимание, что именно сегодня требуется для развития данной территории – к примеру, те же детсады, школы, центры детского творчества аптек и т.д. Дело за тем, чтобы определить, под какие именно из этих целей можно использовать каждый  объект в отдельности, разработать собственными либо привлеченными со стороны силами конкретные проекты под каждый объект, и предлагать их в аренду. При этом определить доли арендатора и территории в инвестиционном проекте. Это – понятные и выгодные условия и для бизнеса, и для территории.

Подготовил Денис Савельев