Известный сатирик рассказывал со сцены, как его знакомый иностранец спрашивал: «Почему у вас в России заборы делают из дерева, а мебель – из ДСП?»

Меткая шутка, однако нисколько не смешная для тех производителей деревообрабатывающей отрасли, кто и был бы рад выпускать высококачественную продукцию, но сталкивался с жесткими реалиями дикого рынка лесной отрасли, в которых много выгоднее было гнать кругляк составами за границу и быстро срубать шальные деньги. И ведь срубали многие годы – и деньги, и лес, причем часто по-браконьерски, варварски. При этом старые лесоперерабатывающие мощности закрывались, а новые не строились.

И только в последние годы государственная политика в сфере лесодобычи и лесопереработки стала разворачиваться в цивилизованное русло. Не быстро и не безошибочно, но все же. Еще в 2007 году государство ввело таможенные пошлины на экспорт кругляка вплоть до заградительных в 80 %. Планируется полностью прекратить экспорт кругляка с 2022 года. А в 2021 году лесная промышленность получила документ, который определит ее развитие на ближайшие десять лет – Стратегию развития лесного комплекса до 2030 года. Главные цели этого комплексного документа – повысить эффективность лесной отрасли, удвоить ее вклад в ВВП страны. Основные задачи – сделать так, чтобы большая часть добавленной стоимости при переработке древесины формировалась на территории страны, чтобы открывались новые современные предприятия по производству бумаги, картона, фанеры, стройматериалов, биотоплива, мебели и создавались новые рабочие места. Цифровизация, лесовосстановление, борьба с пожарами и незаконной заготовкой, поддержка перерабатывающих предприятий — вот основные направления, по которым будет реализовываться стратегия развития лесной отрасли. Приоритетное внимание в стратегии уделяется и переориентации отрасли с экспорта необработанных лесоматериалов на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. На эти цели будут направлены мероприятия по совершенствованию инструментов господдержки, в том числе таможенно-тарифной политики, что должно придать стимул для открытия новых предприятий и создания рабочих мест.

В рамках цифровой трансформации лесного комплекса меняется работа ЛесЕГАИС, запускается пробная эксплуатация ее доработанного функционала. Основная задача этой системы – декриминализация лесного комплекса и повышение его прозрачности. Под контролем окажутся цепочки движения древесины, начиная с момента ее заготовки, складирования, транспортировки и производства продукции из древесины. Деревья, срубленные незаконно, нельзя будет ни перевезти, ни продать. Сейчас обновленная ЛесЕГАИС тестируется в нескольких регионах в порядке эксперимента. Среди них Вологодская, Архангельская, Тверская и Иркутская области.

Сегодняшнее состояние лесного комплекса и деревообработки, проблемы и перспективы развития отрасли – безусловно, тема для вдумчивого профессионального анализа. Мы приглашаем к ее обсуждению настоящих профи – государственных управленцев в сфере лесопользования и лесовосстановления, руководителей и специалистов деревообрабатывающих компаний.

Денис Савельев