Уходящий 2020 год стал непростым для многих отраслей и особенно кризисным для строительной отрасли. На декабрьском брифинге для представителей СМИ вице-премьер РФ Марат Хуснуллин подвел итоги работы строительного комплекса Российской Федерации в 2020 году. По его словам, этот год для строительной отрасли был очень тяжелым. Коронавирус серьезно повлиял на сроки строительства. Были перебои с поставками материалов. Остро ощущался недостаток трудовых ресурсов.

Тем временем мы видим, что в тверском регионе строительство продолжается. Поэтому наша беседа с генеральным директором Ассоциации СРО «Тверское объединение строителей» Юрием Серковским будет не только о предварительных итогах, но и о вполне конкретных планах на ближайшее будущее.

- Юрий Васильевич, несмотря на действительно непростую ситуацию в экономике, вызванную пандемией, строительная отрасль в тверском регионе преодолевает трудности. Чем запомнится 2020 год тверским строителям? Расскажите об основных объектах, над которыми работали члены Ассоциации «СРО «ТОС».

- Несмотря на тяжелую обстановку в условиях пандемии, мы ни на один день не приостанавливали свою работу. Было рассмотрено огромное количество вопросов, решались проблемы. Конечно же, многие процессы пришлось изменить, чтобы соответствовать вызовам времени и продолжать работу.

Если говорить о конкретных объектах, которые были введены в эксплуатацию, то хочется отметить те, которые были реализованы в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области с привлечением средств федерального, областного и муниципальных бюджетов в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография»: это средняя общеобразовательная школа на 1224 места в микрорайоне «Брусилово» общей стоимостью 969 миллионов рублей.

Объект начал строиться в сентябре 2018 года, а в январе 2020 года в новой школе начался учебный процесс. Это детский сад на 80 мест в поселке Эммаусс Калининского района общей стоимостью 83 миллиона рублей. Строительство было начато в июле 2019 года, а в октябре 2020 года объект введен в эксплуатацию. Это детский сад на 100 мест в Торжке общей стоимостью 107 миллионов рублей. Строительство было начато в октябре 2019 года. Сегодня объект полностью построен, находится в стадии сдачи в эксплуатацию. Это детский сад на 80 мест в селе Бурашево общей стоимостью 87 миллионов рублей. Строительство начато в январе 2020 года и осуществляется в соответствии с графиком производства работ. Срок сдачи в эксплуатацию - 1 сентября 2021 года.

В октябре текущего года начались строительно-монтажные работы на объекте многофункциональный спортивный центр - гребная база общей стоимостью 59,8 миллиона рублей со сроком завершения во втором квартале 2021 года.

- Знаем, что «СРО» активно участвует и в строительстве объектов коммунальной инфраструктуры. Какие положительные результаты деятельности «СРО» в этом направлении?

- В 2020 году членами «СРО» уже построены 12 котельных и 2 находятся в стадии завершения на общую сумму 491 миллион рублей. Завершено строительство 11 объектов по строительству газовых сетей на 210 миллионов рублей. Примеров можно привести много.

- Помимо инфраструктурных и социальных объектов члены ассоциации вводят в эксплуатацию и жилищный фонд нашего региона?

- Безусловно. Всего по результатам анализа деятельности в 2019 году 433 организации, являющиеся членами Ассоциации «СРО «Тверское объединение строителей», выполнили годовой объем строительства более чем на 55 миллиардов рублей. Результаты 2020 года будут подведены в феврале следующего года.

Как видите, у членов нашей «СРО» имеется солидный опыт, и надеюсь, что они будут участвовать в конкурентных процедурах по заключению контрактов в рамках адресной инвестиционной программы. Но для успешного выполнения своих обязательств в рамках заключенных контрактов всем подрядным организациям нужно очень ответственно и взвешенно подходить к решению участия в данных процедурах, так как мы видим на данном этапе ряд серьезных проблем, без решения которых участие в реализации АИП становится очень проблемным.

- Какие же проблемы видит ассоциация при реализации государственных или муниципальных контрактов в рамках АИП?

- В ходе контрольных мероприятий по выполнению договорных обязательств, заключенных в рамках конкурентных процедур, а также при анализе аукционной документации, расположенной в Единой информационной системе госзакупок, Ассоциация «СРО «ТОС» провела серьезный анализ хода реализации строительства объектов, в том числе в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области, и выявила ряд серьезных проблем, препятствующих ее успешной реализации.

Одна из проблем - это низкая квалификация муниципальных заказчиков. В муниципалитетах практически нет специалистов, способных грамотно составить техническое задание на разработку проектно-сметной документации, оценить качество проектной документации после ее разработки, подготовить аукционную документацию. Практически все проекты требуют корректировки, так как содержат большое количество ошибок. При проектировании социальных объектов для ускорения сроков берутся проекты, реализованные ранее в других регионах. И это правильно, но отчасти. Их привязка к выделенным заказчиками строительным площадкам не соответствует, как правило, выполненным инженерным изысканиям. Порой складывается впечатление, что проектировщики даже не выезжают на место будущего строительства и не знают вообще раздела проекта – инженерно-геологические изыскания. Площадки, передаваемые подрядчикам под строительство, не готовы к началу работ: не проводятся необходимые археологические работы, отсутствуют достоверные данные о наличии ранее проложенных инженерных коммуникациях. Устранение всех этих проблем ложится на плечи подрядчика, заказчики от их решения отстраняются, действуя по принципу «заказчик всегда прав».

- Но ведь неграмотно подготовленная документация влечет за собой и несоблюдение технологических процессов, и срыв нормативных сроков…

- А заказчики их просто игнорируют. Без соблюдения технологических процессов строительства не может даже и речи идти о качестве производимых работ. А если временные параметры технологических процессов необходимо сократить, то требуются дополнительные финансовые затраты на их реализацию.

Так, например, если необходимая прочность бетона набирается за 28 суток, то, чтобы ускорить процесс, нужны соответствующие добавки, позволяющие набирать прочность за более короткий срок, но это дополнительные финансовые затраты. В графиках производства работ вообще не учитываются сроки на такие технологические процессы или сроки реализации обязательств при строительстве объектов обязательно совпадают с сезонным периодом, когда невозможно качественно выполнить такие работы, как, например, благоустройство.

- С целью улучшения технических характеристик объекта у заказчика в ходе строительства возникают новые желания. Как это влияет на качество объектов?

- Возникают желания - это хорошо. Но нужно уже на стадии проектирования и формирования аукционной документации учитывать все эти пожелания и прописывать данные требования в технических заданиях по проектированию объектов. Ведь ни для кого не секрет, что все новые желания влекут за собой новые финансовые затраты в объеме от 10 до 30 % от общей стоимости контракта, и возникает необходимость прохождения повторной экспертизы проекта, что затягивает процесс строительства. И хорошо, если заказчик понимает, что вносить изменения в проект необходимо параллельно выполнению строительных работ, заключать дополнительные соглашения в рамках законодательства не только на изменение стоимости, но и на увеличение сроков строительства. Но в нашей практике практически всегда виноватым во всем делают подрядчика, которому приходится восстанавливать свою деловую репутацию в судебном порядке.

- Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы решить эти проблемы?

- Первый шаг, хоть и с большим опозданием, сделан. В целях такого единого подхода к составлению технических заданий на разработку проектной документации и строительству объектов социальной инфраструктуры, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и формированию системы контроля качества и приемки работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в государственной собственности Тверской области, применению передовых технологий и исключению завышения стоимости работ, разработаны и утверждены распоряжением правительства Тверской области от 27.10.2020 № 934-рп два очень важных документа: «Методические рекомендации по разработке технических заданий на проектирование объектов капитального строительства при строительстве, реконструкции, на работы по сохранению объектов культурного наследия, по проведению капитального ремонта объектов капитального строительства Тверской области» и «Общие требования к качеству работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в государственной собственности Тверской области, финансирование которых осуществляется с привлечением средств областного бюджета Тверской области».

Надеемся, что при реализации адресной инвестиционной программы в 2021 году проектная документация будет соответствовать этим требованиям.

- В 2021 году на федеральном уровне будет создана новая госкомпания, которая станет отвечать за госзаказы в сфере строительства. Расскажите об этом подробнее.

- Минстрой РФ предлагает создать государственную компанию «Единый государственный заказчик в сфере строительства». По такому пути, считаю, необходимо пойти и на областном уровне. Такую службу Единого заказчика необходимо укомплектовать профессиональными кадрами, имеющими соответствующую квалификацию, с привлечением и узкопрофильных экспертов. Тогда, надеюсь, при реализации адресной инвестиционной программы к подрядчикам будут предъявляться единые требования, а хорошее качество проектов и аукционной документации позволит строителям реально оценивать свои профессиональные возможности для участия в торгах и качественно и своевременно выполнять контрактные обязательства.

- Вице-премьер Марат Хуснуллин обозначил главные, на его взгляд, проблемы строительной отрасли в 2020 году: проблема с рабочими кадрами и срыв поставок материалов. Вы согласны с этим? Или существовали еще какие-то проблемы?

- Проблема с кадрами есть всегда. А в период пандемии особенно остро возросла нехватка рабочей силы. Из-за ограничений мы потеряли трудовых мигрантов, которые выполняли огромный объем строительных работ. В условиях сложной эпидемиологической ситуации в 2020 году еще одной проблемой для отрасли стал рост цен на строительные материалы. Ассоциацией активно проводится работа по взаимодействию с Национальным объединением строителей и Тверским региональным центром по ценообразованию в строительстве в части приведения сметной стоимости к реальным затратам в строительстве, направленная на переход к ресурсно-индексному методу расчета стоимости строительства.

Учитывая, что члены ассоциации участвуют не только в реализации государственных и муниципальных контрактов, но и являются застройщиками жилищного фонда, в данном направлении также ведется серьезная аналитическая и методологическая работа.

- Насколько все-таки серьезно произошел спад объема строительства?

- По данным Минстроя РФ, в целом по стране снижение по сравнению с прошлым годом составило 13,2 %. Большая стоимость кредитования, длительные сроки рассмотрения заявок на проектное финансирование, высокие обеспечительные меры и предъявление избыточных требований при получении проектного финансирования, проблемы получения проектного финансирования при строительстве проектов комплексной жилой застройки – это не весь перечень причин недоступности проектного финансирования для региональных застройщиков. Их решение возможно только при комплексном подходе.

- В нашем регионе уже что-то сделано для доступности проектного финансирования?

- Ассоциацией совместно с министерством строительства Тверской области ведется работа по разработке проекта зон и подзон приаэродромных территорий, которые до сегодняшнего дня не разработаны и не утверждены, что не дает возможности застройщикам получать заключения Роспотребнадзора о возможности размещения объектов на данных территориях и является препятствием при получении проектного финансирования. Работа запущена.

- Как вы считаете, что еще нужно сделать, чтобы проектное финансирование заработало в полную мощь и произошел подъем строительной отрасли?

- Ассоциация активно взаимодействует с профессиональным сообществом и Национальным объединением строителей и предлагает следующие решения:

- снизить требования, установленные положением Банка России № 590-п;

- разработать стандарты проектного финансирования в отношении низкомаржинальных проектов, включая особый льготный порядок при получении проектного финансирования малыми региональными застройщиками;

- создать для широкого применения механизмы государственных гарантий при строительстве стандартного жилья в населенных пунктах с низким уровнем доходов населения;

- разработать специальный налоговый режим для малых региональных застройщиков, реализующих низкомаржинальные проекты;

- установить льготный приоритетный порядок подключения объектов жилищного строительства, строящихся малыми региональными застройщиками, к сетям инженерно-технического обеспечения;

- создать равные условия инвестиционно-строительной деятельности для застройщиков, осуществляющих строительство МКД, и застройщиков, осуществляющих ИЖС индустриальным способом (доступная ипотека, проектное финансирование и др.);

- изменить параметры программы гарантированного выкупа у малых региональных застройщиков строящегося жилья;

- обеспечить широкое применение практики проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков за долю от общей площади жилых помещений, и другие меры.

В новом году ассоциация совместно с Национальным объединением строителей и профессиональным сообществом продолжит работу по продвижению инициатив, направленных на стимулирование инвестиционно-строительной деятельности в нашем регионе.

- Правительство Тверской области рассмотрело адресную инвестиционную программу на 2021 год с финансированием более 8,1 миллиарда рублей из федерального и регионального бюджетов. Каковы планы Ассоциации «СРО «Тверское объединение строителей» в реализации данной программы?

- В рамках данной программы планируется построить и реконструировать 69 объектов инфраструктуры и социальной сферы в 24 муниципалитетах региона. На сегодняшний день из 456 членов Ассоциации «СРО «ТОС» 252 члена наделены правом участвовать в конкурентных процедурах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615 постановлению правительства и заключать муниципальные и государственные контракты по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов. Градостроительным Кодексом РФ саморегулируемые организации наделены полномочиями по контролю за исполнением обязательств по таким договорам.

Сегодня на контроле в ассоциации находится 304 договора строительного подряда, заключенных в рамках конкурентных процедур, на общую сумму 62,6 миллиарда рублей, заключенных 82 организациями. Из них в 2020 году 43 членами ассоциации заключен 201 договор строительного подряда в рамках конкурентных процедур на общую сумму 13,2 миллиарда рублей, 103 договора являются переходящими с 2019 года. В этом году уже выполнены в полном объеме 144 договора на общую сумму 6,6 миллиарда рублей. Исполнение 67 договоров на 47,5 миллиарда рублей согласно графиков производства работ переходит на 2021 и последующие годы. В стадии сдачи производства работ находится 93 договора на 8,5 миллиарда рублей.

Объем работ достаточно солидный. 19 членов СРО работают в 15 субъектах Российской Федерации. Строят объекты не только регионального значения, но и в рамках федеральных программ. В данном перечне присутствуют 35 объектов на 2,5 миллиарда рублей, входящих в адресные инвестиционные программы тверского региона 2019-2020 годов.

 - Наша встреча происходит в канун нового года. Есть возможность поздравить коллег.

- В преддверии праздника хотелось бы поздравить всех коллег с наступающим новым годом и пожелать сибирского здоровья – это очень важно в наше неспокойное время, сил и терпения, чтобы справиться с любыми трудностями, успехов в профессиональной деятельности и любовь близких! С праздником!

Подготовила Азалия Сабирова

Марат Хуснуллин,  заместитель председателя Правительства РФ

– Этот год для строительной отрасли – и для жилищного строительства особенно – был очень тяжелым.

Поэтому среди первых антикризисных мер, первых обсуждений у Президента мы предложили ряд шагов для спасения отрасли. Ключевой был вопрос, на тот момент непростой, – это снижение ипотечной ставки до 6,5%. Надо понимать, что это решение было очень сложным: на весь срок, какая бы ставка Центробанка ни была, кредит будет 6,5%. Таким образом мы взяли обязательство на весь срок кредита, а это 10–15 лет.

Конечно, условия работы в кризис заставили нас немого по-другому подойти к делу. Все совещания, встречи перешли в основном в режим онлайн. На заседаниях Правительственной комиссии по региональному развитию мы еженедельно общаемся с каждым губернатором. И многие губернаторы стали лично заниматься этими вопросами, принимать финансовые, организационные решения, что позволило огромную отрасль не уронить.

Кстати, я из налоговой инспекции получил предварительные данные за 11 месяцев и вижу, что общая сумма налогов по стройке за 11 месяцев этого года даже выше, чем в прошлом году.

В этом году было принято еще одно важное решение, на которое, я считаю, надо обратить особое внимание, – мы переформатировали программу «Жилье и городская среда». Вообще, хочу пояснить, что процесс жилищного строительства, инвестиционно-строительный процесс очень инерционный и длительный. Сегодня даже чтобы простой, средний дом построить – от идеи до сдачи в эксплуатацию проходит до пяти лет. Мы в рамках нацпроекта хотим построить 1 млрд кв. м жилья. Каждый пятый метр в стране должен стать новым, 26% от существующего жилого фонда. И это, конечно же, подразумевает очень системную работу, то есть надо сегодня принимать решение, результат которого будет через многие годы. Один из первых таких системных и главных вопросов – это нормативное упрощение строительства. В этом году мы совершили прямо прорыв в нормативке – 70 федеральных законов и поправок. Мы поставили себе такую задачу – на один год сократить инвестиционно-строительный цикл за счет снятия ограничений. Что такое на один год сократить? Это значит, денег в обороте нужно на 25–30% меньше. Значит, оборачиваемость капитала выше. Значит, быстрее будут строиться дома. Меньше будет кредитная нагрузка на застройщика. Значит, люди будут получать более дешевое жилье. В этом году сделали такой очень серьезный задел, причем во всех областях – в градостроительстве, в генпланах, в техусловиях, в регистрации имущества, в ценообразовании. Мы за пять лет 10% всех основных фондов страны, связанных с жильем, хотим обновить.

И в заключение, пользуясь случаем, хочу сказать вам огромное спасибо. Год для всех был тяжелый. Поэтому хотел бы поблагодарить вас за работу, за постоянное внимание к нашей теме. Желаю вам, самое главное, здоровья. Долгих и качественных лет жизни. Спасибо.

http://government.ru/