Да-да, именно так наши потомки запишут в своих цифровых учебниках нынешний год – «Первый год новой эры». И начнется новый отсчет, потому что все, что было раньше – было «до нашей эры». Это ощущение не покидает меня вот уже несколько дней. Сейчас мы напуганы перспективой заболеть, проблемами в бизнесе и с работой. Сейчас мы еще не в состоянии понять очевидное: мы свидетели смены эпох, эр, мира.

Пока мои коллеги активно получали новые знания в центре «Мой бизнес» (о чем я расскажу чуть ниже), я читала подборку статей о мировых событиях прошлого. И вот что начитала: каждая эпидемия (пандемия, как мы ее называем) приносила следом за собой какие-то глобальные изменения в устройстве государств, стран и мира в целом.

Судите сами. Первая хорошо задокументированная историками эпидемия произошла в Афинах 429-м году до нашей эры. Она получила название «фукидидовой чумы». Умер каждый третий, в том числе и лидер афинской демократии легендарный Перикл. Эта эпидемия привела к закату Афин и к концу «золотого века» в древнегреческой истории. 

Черная смерть, которая прошла по Европе в 1346–1353 годы, унесла от 75 до 100 миллионов человек — порядка 60%, населения. Единственным действенным методом борьбы с заразой оказался, кстати, карантин. Эпидемия чумы привела к сдвигам в массовом сознании. Пошатнулась вера. Из-за катастрофического сокращения населения резко подорожала рабочая сила. Попытки заставить крестьян работать за прежнюю плату приводили к восстаниям.

«Чумой столетия» в XIX веке называли холеру. Было несколько пандемий этой смертельно опасной инфекции. С 1816 по 1826 годы она бушевала в Европе и Азии. С 1829 по 1851 годы кроме Европы и Азии она перекинулась на Америку. С 1852 по 1860 годы ей болел уже весь мир.

Холеру окрестили болезнью немытых рук и бедных кварталов. Смертность достигала 60% и общий счет жертв шел на миллионы. Жестокие карантинные меры по отношению к простому народу приводили к холерным бунтам. Борьба с холерой привела к введению жестких санитарных норм, в частности, касающихся качества воды, создали систему предотвращения передачи инфекции в общественном транспорте, действовали особые правила по обращению с деньгами, было налажено массовое производство антисептиков, в огромных количествах печатались инструкции, как защитить себя от заразы. В 1892 году российский биолог Владимир Хавкин создал вакцину от холеры.

Конечно, можно еще много болезней вспомнить, которые так или иначе влияли на жизнь целых народов. Коронавирус же повлиял на весь мир, и завтра мир уже не будет точно таким же, как сегодня.

А каким будет? Думаю, ответ очевиден уже для всех. Мир станет цифровым. И онлайновым. В онлайн перейдет значительная часть бизнеса. Ускорится и переход на онлайн-обучение. 

Как раз об обучении мне и хотелось бы сказать отдельно. Признаюсь, в самом начале этого коронавирусного года я была среди тех, кто не публично, но тоже ратовала за раздачу людям денег. А вот сейчас понимаю, что эту рыбу мы бы уже давно съели вместе с костями, плавниками и чешуей. Нам дали нечто более значимое – удочку. И это не только несколько пакетов поддержки бизнеса. Это еще и возможность прямо сейчас абсолютно бесплатно получать новые знания. В центре «Мой бизнес» семинары, вебинары, консультации – каждый день. И если судить по отзывам представителей бизнеса в телеграмм-каналах, все это очень важно и нужно. Это конкретная помощь. Бизнесу же научить нельзя, но можно посоветовать, проконсультировать, увлечь. Я не имею сейчас на руках статистики, сколько представителей МСП закрылось за этот год. Но я знаю, что многие начали открывать собственные бизнесы. Почему? Появилось больше возможностей, идей, форм. И это очень здорово, что в новую эру мы входим уже и сами чуточки новыми.

Марина Гавришенко