Тверская область, впрочем, как и все регионы России, переживает крайне непростые времена. Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар, пожалуй, по всем сферам нашей привычной жизни. Основательно тряхнуло и нашу экономику, как бы проверяя ее на прочность.

Тверская область, впрочем, как и все регионы России, переживает крайне непростые времена. Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар, пожалуй, по всем сферам нашей привычной жизни. Основательно тряхнуло и нашу экономику, как бы проверяя ее на прочность.

Тверской регион эту проверку прошел. Мы каждый день видим, что жизнь-то не остановилась. Работаем, строимся, развиваемся, реализовываем, внедряем. Наш регион в первую волну коронавируса оказался единственным в России, кто не закрылся полностью, где людям дали возможность работать. Тогда это казалось каким-то невероятным риском. Сегодня мы понимаем, риск оказался оправданным.

О региональной экономике в целом, актуальных проектах, планах на ближайшее будущее мы разговариваем с заместителем министра экономического развития Михаилом Дорофеевым.

- Михаил Сергеевич, время сегодня достаточно сложное. И, прежде всего, в экономической сфере. Как можно сегодня в целом охарактеризовать ситуацию в тверском регионе?

- Если помните, Президент России Владимир Путин с самого начала, с момента угрозы распространения коронавирусной инфекции, ввел режим нерабочих дней, тем самым определив приоритет – здоровье граждан. А буквально на следующий день субъектам было дано право самим определять, кто и как может или не может работать.

Тверской регион в этой ситуации оказался неким заложником. Близость к Москве и Московской области определяет некие миграционные потоки, когда масса наших людей живет в Твери, Кимрах, Конаково, других городах области, а работает в Москве. Этого движения мы остановить не могли. Как можно не позволить человеку вернуться с работы из Москвы в Тверь к своей семье?

На второй день введения по стране ограничительных мер правительством Тверской области было принято решение не останавливать работу обрабатывающих предприятий (с условием соблюдения санитарных мер), крупных производств, предприятий АПК, ряда предприятий малого и среднего бизнеса, вплоть до ряда объектов розничной торговли. Тем самым нам удалось не загасить экономику всего региона. Наши коллеги из других регионов ЦФО, которые закрыли у себя практически все, позже едва не столкнулись с определенными сложностями.

В результате первую волну мы прошли достаточно благополучно. Несмотря на некий риск, отмечу, что крупных вспышек заболевания на рабочих местах не было. За это большая благодарность руководителям производств, предприятий, которые сумели обеспечить у себя безопасный режим работы.

Максимальный уровень закрытости Тверской области составлял 25,7 процента. В основном это субъекты малого и среднего бизнеса. В это же время средние показатели по России – 42 процента, а в некоторых регионах доходило до 67 процентов.

Регулируя ограничительные меры, мы, прежде всего, слушали и слышали наш бизнес. Как только стало можно снимать ограничения по согласованию с Роспотребнадзором, начали это постепенно делать. В первую очередь постарались скорее открыть сферу услуг, в которой, понятно, на сегодняшний день работает достаточно много людей.

Так что можно сказать, что мы этот период прошли нормально. Если брать падение некоторых экономических показателей, то среди всех регионов России мы занимаем 35 место. Это не критическая позиция, которую мы уже в самое ближайшее время упрочим.

- Большим подспорьем для укрепления экономики являются так называемые инфраструктурные проекты, которые запускают механизм прироста доходов на территорию. Известно, что как раз такие проекты реализуются сегодня на территории тверского региона. Расскажите о наиболее крупных и значимых из них?

- Наша задача, как органа власти, ответственного за экономическое развитие региона, - это создание инфраструктуры для развития предпринимательства. Поэтому, безусловно, инфраструктурные проекты – крайне эффективный механизм для решения этой задачи.

Один из таких крупных проектов – это промышленный технопарк КСК. Компания в 2018 году приобрела имущественный комплекс завода «Стеклопластик». В 2019 году началась совместная с правительством региона масштабная работа. Регион смог заявиться на дополнительные меры государственной поддержки - Российская Федерация давала регионам средства на создание инфраструктуры промышленных парков. На тот момент была подана 61 заявка, из них 31 заявка была допущена к отбору. Мы со своей заявкой заняли первое место с высшим баллом. Тверская область была определена получателем субсидии в размере полмиллиарда рублей: 250 миллионов рублей - в 2020 году, 250 миллионов рублей – в 2021 году. Плюс 7 миллионов ежегодно – это средства областного бюджета (всего за два года около 15 млн).

Это крупнейший проект в отрасли транспортного машиностроения. На этой площадке будет до 19 резидентов, каждый из которых будет производить компоненты для подвижного состава как Тверского вагоностроительного завода, так и всех производств группы компаний «Трансмашхолдинга». Образно говоря, кто-то будет производить вентиляцию, кондиционеры, другой – туалетные кабины, третьи – дверные комплексы и так далее.

В декабре мы запускаем на площадку первых резидентов, а в следующем году площадка заработает в полную силу и мощность.

Со стороны тверского региона мы содействуем компании по всем направлениям. Новая площадка позволит создать порядка 3 тысяч новых рабочих мест. Плюс весомые инвестиции, которые вкладывают резиденты и управляющая компания КСК. Как известно, один из важнейших показателей региональной экономики - это размер привлеченных частных инвестиций и количество новых рабочих мест.

Второй крупный проект – это особая экономическая зона «Завидово». Хочу отметить, это единственная на сегодняшний день в ЦФО зона туристско-рекреационного типа. Внутренний туризм развивается, и у нас есть все предпосылки, чтобы создать комфортные условия для отдыха как жителей тверского региона, так и гостей из Москвы, других регионов России.

Сейчас совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» на проект привлечено порядка 28 миллиардов дополнительных средств. И сегодня наверняка каждый, кто туда приезжает, может оценить, как быстро на территории выстраивается качественная индустрия туризма. Создаются объекты инфраструктуры: строится новый порт, мосты, дороги. Важно, что концепция курорта такова, что туда можно приехать отдохнуть и на один день, и остановиться с ночевкой на несколько дней. Уже запущена гостиница «Ямская», потому что есть спрос на 3-, 4-звездочные гостиницы. «Завидово» - это не только люксовый сегмент. Здесь смогут отдыхать люди с разными финансовыми возможностями. А скоро там откроется большой банный комплекс, который также получит статус резидента особой экономической зоны.

Третий инфраструктурный объект, о котором хочется рассказать, - это наша территория опережающего социально-экономического развития Кувшиново. Мы шли к этому полтора года, и, наконец, премьер-министр России Михаил Мишустин подписал соответствующие постановление. Теперь же нам предстоит большая работа, чтобы привлечь на территорию инвесторов, развить площадки и дифференцировать там экономику.

- Об этом проекте хочется у вас спросить отдельно. Что это за режим такой - опережающего социально-экономического развития? Почему именно Кувшиново?

- Это режим, который позволяет развивать территории с определенными сложностями. По законодательству его можно создать на территории либо ЗАТО, либо моногорода. У нас на территории региона 7 таких моногородов, где экономика муниципального образования крайне зависима от какого-то одного из предприятий. В Кувшинове – это градообразующая Каменская картонно-бумажная фабрика, где большая часть трудоспособного населения работает именно на ней. Поэтому Президентом РФ Владимиром Путиным, Правительством РФ ставится задача по дифференциации экономики на монотерриториях. Для этого в свое время был создан специальный институт «Фонд развития моногородов», который сегодня входит в структуру «ВЭБ.РФ».

Нам удалось создать уникальную конструкцию проекта, которого просто до сих пор еще не было в России, – это тепличный комплекс в Кувшинове. На первую очередь этого проекта привлечен займ Банка МСП, порядка 900 миллионов рублей, получена гарантия Корпорации МСП и получены безвозмездные средства из Фонда развития моногородов порядка 130 миллионов рублей на строительство инфраструктуры. Тверская область софинансирует порядка 30 процентов. То есть в одном проекте задействованы три инструмента поддержки «ВЭБ.РФ», и это даже отмечалось на наблюдательном совете при Минэкономразвития России.

В настоящее время ведутся работы по реализации на этой территории пяти якорных инвестиционных проектов с созданием более 1000 рабочих мест. Предполагаемый объем инвестиций - свыше 14,5 млрд рублей. Кроме того, запланировано развитие более 14 предприятий среднего и малого бизнеса.

Среди крупных инвестпроектов, намеченных к реализации на территории ТОСЭР, – строительство инновационного тепличного комплекса, фермы по переработке молочной продукции, производства полимерных изделий. Также достигнуты договоренности о реализации проекта по созданию в Кувшинове высокотехнологичного производства систем водоочистки и водоподготовки, что сегодня весьма актуально в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода».

Мы приглашаем инвесторов в Кувшиново. Это суперльготный налоговый режим. Одной из самых главных преференций для резидентов ТОСЭР является предоставление налоговых льгот: снижение платежей по страховым взносам с 30 % до 7,6 %, снижение налога на прибыль, освобождение от налога на имущество и земельного налога.

- А у других моногородов региона есть шанс получить такой же статус?

- Сейчас мы рассматриваем вопрос с моногородом Удомля, который зависит от предприятия «Росэнергоатома» – Калининской АЭС. Да, там высокая заработная плата, более высокий уровень жизни, но экономика очень моноориентированная. И еще хотелось бы напомнить, что Фонд развития моногородов, входящий в группу ВЭБ.РФ, предоставляет займы для любого бизнеса в контуре моногорода под 0 процентов до 250 миллионов рублей. То есть это «бесплатные» деньги. Пока что в работе находятся несколько проектов в целях получения льготных займов фонда.

- Вернемся к экономическим прогнозам. Так или иначе, но даже в Тверской области, где был, как мы говорили выше, облегченный ограничительный режим, в числе пострадавших оказался малый и средний бизнес. Помимо федеральных программ по поддержке МСП, работает и помощь региональная. Можем говорить о том, какие меры оказались наиболее эффективными и востребованными?

- Российской Федерацией было принято три пакета мер по поддержке. Президент, Правительство, конечно, в этой ситуации приняли беспрецедентные меры. Задача – направить максимальное количество ресурсов в реальный сектор экономики, чтобы она продолжала работать.

На уровне нашего региона также были приняты три пакета.

Во-первых, мы снизили налоговое бремя для пострадавших отраслей, кто находится на упрощенной системе налогообложения.

Во-вторых, наши институты, которые работают на базе Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес», внедряли новые продукты. Например, Фонд малого и среднего предпринимательства реструктуризировал задолженности по ранее выданным кредитам. Многие предприниматели столкнулись с потерей ликвидности, чтобы их поддержать, внести какие-то экстренные платежи на суперльготных условиях, им выдавался кредит по программе «Доверие». На федеральном уровне была отмечена наша мера поддержки «Оборотный капитал». Эта программа разработана для поддержки производственных предприятий, некий аналог овердрафта. Мы предоставляли и продолжаем предоставлять займы до 20 миллионов рублей под 1,5 процента годовых на срок до 18 месяцев. Благодаря решению губернатора Тверской области Игоря Рудени на это была выделена значительная сумма, что позволило быстро реагировать на потребности бизнеса.

В тверском регионе много МСП работает именно в лесной отрасли. Минувшая зима создала условия, когда многие не смогли добыть лес, терпели существенные убытки. Сейчас будут анонсированы еще две меры поддержки для наших лесозаготовителей и лесопереработчиков. Эта отрасль является для нас системообразующей. Наш регион имеет самую большую расчетную лесосеку в ЦФО. Такой отрасли мы не можем не помогать.

В связи с закрытием международных границ возникли сложности и у экспортоориентированных предприятий. Практически критическая ситуация сложилась у звероводов, которые не смогли выехать на меховые аукционы. Правительством Тверской области были приняты оперативные решения по субсидированию таких предприятий.

И, наконец, благодаря ряду решений на федеральном уровне мы совместно с депутатским корпусом оперативно отреагировали и ввели на территории области новый налоговый режим - налог на профессиональный доход. На сегодняшний день у нас уже более 4300 самозанятых, которые могут воспользоваться соответствующим налоговым капиталом.

Это только некоторые из мер поддержки, принятых в рамках трех региональных пакетов, со всеми мерами можно ознакомится на сайте нашего центра «Мой бизнес».

Считаю, что мы достаточно успешно проходим период пандемии. Правительством были выделены значительные суммы, которые в сумме с федеральными смогли поддержать региональную экономику.

- Мы можем уже сегодня дать короткий прогноз на начало следующего года?

- Думаю, у жителей Тверской области нет повода для волнений. В регионе не остановился ни один из реализуемых крупных проектов, продолжают работу и все системообразующие производства. Задачи, которые сегодня стоят перед правительством Тверской области, – внести бюджет в Законодательное Собрание, принять сбалансированный бюджет, чтобы соответствующие бюджетные ассигнования были направлены на поддержку предпринимательства и промышленности.

Губернатором Тверской области Игорем Руденей поставлена конкретная задача - максимально подключить все рычаги для развития региона. Конечными благополучателями должны стать граждане, жители тверского региона. Необходимо создать максимально комфортную среду как для развития бизнеса, так и для жизни каждого нашего жителя.

Нам многое удалось успешно реализовать, но впереди работы еще больше. Нет сомнений, мы со всем обязательно справимся, потому что уже те задачи, которые еще вчера были только на бумаге, сегодня – реальные работающие проекты.

Марина Гавришенко