Без преувеличения можно сказать, что обеспечение граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами и препаратами является важнейшей составляющей национальной безопасности страны. Но, согласитесь, до нынешнего непростого года фармацевтика, как и ее спутница медицина, оставались для нас в тени. И только в последнее время  мы задумались, насколько это нужная, важная, жизненно необходимая отрасль для всех нас, что за обычными таблетками в аптеке стоит высокоточная, высокотехнологичная, крайне затратная индустрия, работающая на благо нашего здоровья.

Компания «Розлекс Фарм», работающая в поселке Редкино Тверской области, по промышленным меркам считается не крупным предприятием. Нам так не показалось после двухчасовой экскурсии по производству. Это, действительно, индустрия со своим строжайшим режимом, графиком, контролем, точнейшим современнейшим оборудованием, многосложными замерами воздуха, давления и прочих показателей. Мы до сих пор не можем привыкнуть носить маски. А люди здесь   в защитных костюмах и масках работают всегда. Так и хочется перефразировать известное выражение и сказать: «Стерильно, как на «Розлекс Фарм».

Предприятие ООО «Розлекс Фарм» было основано в 2015 году на базе крупного химического комбината полного производственного цикла - Редкинского опытного завода.

Основу действующего производственного комплекса ООО «Розлекс фарм» составляет участок по производству, фасовке в первичную и вторичную упаковку таблетированных лекарственных препаратов, позволяющий производить таблетки диаметром от 6 до 12 мм общей мощностью до 1 млрд таблеток в год. А в этом году еще больше. По понятным причинам коллектив завода свой первый юбилей отмечал не за богатым банкетным столом, а на своем производстве: на линиях, в лабораториях, в цехах. Стране сейчас очень необходимы лекарства. И вся фармацевтическая промышленность работает в авральном режиме.

Мы очень благодарны, что в столь напряженный период генеральный директор предприятия Дмитрий Генералов нашел время, чтобы встретиться и побеседовать с нами.

- Дмитрий Евгеньевич, насколько нынешние непростые условия, связанные с распространением коронавирусной инфекции, повлияли на работу предприятия?

- Скажу сразу, у нас еще никогда не было столько заказов. Признаюсь, мы даже сначала были обескуражены, сможем ли, справимся ли? Смогли и справились. Мы организовали двухсменный график работы, дополнительные рабочие места, перешли на график работы практически без выходных дней. В таком режиме мы работаем с марта. Наши производственные мощности позволяют нам увеличивать выпуск продукции. И дальше будем работать в таком режиме столько, сколько потребуется.

Дело в том, что мы выпускаем лекарственные препараты, которые сегодня назначают врачи при лечении коронавирусной инфекции. Я специально не буду указывать на названия препаратов, создавать вокруг них рекламу, чтобы люди не занимались самолечением. На нас возложена определенная ответственность, мы обязаны обеспечить людей столь необходимыми препаратами.

- Наверняка у кого-то возникнет вопрос: если столь напряженно работает фармацевтическая   промышленность, почему аптеки еще недавно испытывали страшный дефицит лекарственных средств?

- Об этом уже много говорили и писали на федеральном уровне, но я повторю. С 1 июля в России стартовала обязательная маркировка.  Мы сделали складские запасы немаркированной продукции. Пандемия вымела этот наш склад полностью. Не буду вдаваться в детали, но из-за технических сложностей в передаче данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов, например, только наш завод три недели не мог реализовать товар. Прервалась система поставки продукции «производитель - дистрибьютер - аптечные сети - конечный покупател»ь. Из-за сбоя в системе маркированный товар не мог отгружаться как производителем, так и провизорами аптек. По всей стране в аптеках начался сбой в поставках лекарственных препаратов, на заводах же были дефицитные препараты, стояли на складах готовые к отгрузке.

Еще одной из причин я бы назвал ажиотажный спрос у населения. В условиях пандемии из средств массовой информации мы слышали рекомендации о тех или иных препаратах, назначаемых в лечении Covid-19. Все это способствовало вымыванию и привело к дефектуре некоторых препаратов.

Сегодня ситуация начала выравниваться. Мы ежедневно отгружаем востребованные препараты.

- Больной вопрос для многих предприятий самых разных отраслей – кадры. У вас крайне специфичная и узкоспециализированная работа. Откуда берете специалистов?

- Мы постоянно проводим обучение наших сотрудников, принимаем участие в конференциях, вебинарах, в онлайн-обучении в вузах. Руководством компании в бюджет всегда закладываются финансы на обучение. Хотел бы отметить штат лаборатории, это наши девочки – молодые специалисты, закончившие Тверской политехнический университет.  Проблема с кадрами, конечно же, есть. Прежде всего, она связана с узконаправленной спецификой производства и, соответственно, специальностей, которые применяются на нашем производстве. Обучением приходится заниматься прямо на рабочем месте по утвержденным внутренним программам обучения. Наша кадровая служба плотно работает с вузами, стараемся потенциальных работников заинтересовать и мотивировать. Кроме того, мы проводим внешнее дистанционное обучение наших сотрудников в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова, центрах дополнительного образования РУДН, учебных курсах Виалек. До пандемии мы отправляли сотрудников обучаться очно.

Основная кадровая проблема – это все то же соседство с Москвой, где очень много фармацевтических заводов, и каждый год открываются новые площадки. Уровень зарплаты в Москве и в Тверской области несопоставим. Были, конечно, ситуации, когда мы человека обучили, а он потом сел на «Ласточку» и уехал в Москву.  У нас сейчас работает порядка 130 сотрудников, в основном из Твери и Редкино.

Возвращаясь к первому вопросу, сегодня наши производственные мощности позволяют увеличить выпуск продукции, но, к сожалению, в виду отсутствия подготовленных кадров это не позволяет нам перейти на круглосуточный режим работы предприятия.

- Насколько мы заметили, у вас очень высокоточное оборудование, причем практически вся работа на производстве автоматизирована. Чисто гипотетически может быть такое, что в какую-либо таблетку насыпалось чуть больше или чуть меньше ингредиентов? На самом производстве нам сказали, что этого в принципе не может быть. Это так?

- «Кто не работает, тот не ошибается» - чтобы исключить эту фразу из нашей работы существуют правила надлежащей производственной практики GМР, по которым работают все фармацевтические производства. Мы прописываем в своих документах все риски, которые только могут возникнуть при изготовлении лекарственного средства.

Производство каждой серии лекарственного препарата осуществляется обученным персоналом и строго по утвержденным документам (регламенты, технологические инструкции, стандартные операционные процедуры), так же сопровождается заполнением маршрутных карт, в которых записываются все сведения о подготовленном сырье, выполненных постадийных операциях и результатах контроля качества на каждой стадии производства.

Перед выпуском в гражданский оборот каждая серия проходит оценку уполномоченного лица «Розлекс фарм» на соответствие лекарственного препарата требованиям, установленным при его государственной регистрации.

Образцы выпущенных препаратов хранятся в специальном архиве отдела контроля качества и на протяжении всего срока годности препарата исследуются по показателям качества. По истечении срока годности препарата мы дополнительно еще год проводим его анализ на стабильность.

Кроме этого, Росздравнадзор проводит выборочный контроль на соответствие по показателям качества выпущенных серий препаратов по всей территории страны. Проводится отбор упаковок как в аптеках, так и в стационарах.

 Фармацевтическая отрасль очень зарегламентирована, мы всегда находимся под пристальным вниманием инспектирующих органов Росздавнадзора, Министерства здравоохранения, Министерства промышленности и торговли. В этом году мы успешно прошли выездные проверки, подтвердили наше соответствие лицензионным требованиям и получили заключение GMP о соответствии правилам надлежащей производственной практики.

 - Неизвестно, что и как будет дальше, но, похоже, у вас уже готовится определенный производственный резерв.

- У нас уже готов проект, разработаны технические задания и идет подготовка четвертого этажа здания под второй участок таблетирования. Мы в любом случае планируем расширять мощность существующего производства. Собираемся расширить и ассортимент продукции. Сейчас у нас порядка 35 наименований препаратов находятся на регистрации.

- Интервью в нашей газете выйдет практически за пару недель до Нового года. Давайте   создадим настроение и пожелаем нашим читателям…

- Самое главное - не болейте! Берегите себя и своих близких! Благополучия вашим семьям. Хочу пожелать, чтобы закончились все невзгоды уходящего года. А новый год стал легче, радостнее и счастливее. Еще раз всем крепкого здоровья. Мы со своей стороны готовы выпускать для вас не лекарства, а полезные витамины, которые у нас есть в нашем портфеле препаратов. Мира всем, счастья и добра!

Марина Гавришенко