Поводом к обсуждению данной темы стал бизнес-курс «Кросс-культурная компетентность. Арабский мир», который провела исполнительный директор Российско-Египетского Делового совета Мона Халиль в тверском центре «Мой бизнес». В ходе курса предприниматели Тверского региона получили возможность узнать об особенностях общения и взаимодействия со своими коллегами из арабского мира для налаживания успешного и плодотворного сотрудничества.

Также обсуждалась и тема семейного бизнеса в странах арабского мира. В сущности, на нем и построен весь бизнес этих стран. А это 24 государства.

Мы такие разные

Как свидетельствует мировая практика, семейный бизнес – распространенное явление. Семейные компании создают от пятидесяти до восьмидесяти процентов рабочих мест. Две трети от численности всех компаний, работающих в мировой экономике, под семейным контролем. Бизнес успешно передается детям, так как существует практика планирования преемственности. Знаменитая торговая сеть Aushan, автоконцерн BMW, косметическая фирма Estee lauder, сладкий гигант Ferrero Rocher, производитель техники Samsung и спортивных товаров Nike – всё это примеры бизнеса, начавшегося с желания семьи заработать на жизнь и имеющего сегодня колоссальные обороты.

В России же ситуация немного иная. С преемственностью в бизнесе очень сложно: нет традиций. Российские предприниматели не спешат передавать своё дело детям. Это не означает, что предприниматели не думают о будущем своего дела. Думают! И даже планируют масштабировать свою деятельность. Но большинство из них не верят в семейный бизнес и указывают на тот факт, что в третьем поколении, как правило, семья теряет бизнес. Даже несмотря на то, что сейчас больше возможностей дать детям хорошее образование в лучших учебных заведениях мира, степень риска в бизнесе очень высокая. Вопрос: почему? Может, вопрос в готовности и интересах самих детей? Насколько они готовы продолжить дело своих родителей? Это тема отдельного разговора.

В частности, Мона Халиль отметила, что в арабских странах благодаря семейному бизнесу, который является нормой в арабском мире, созданы новые экономические отношения. Например, при приеме на работу, конечно же, предпочтение будет отдаваться хоть и дальнему, но родственнику, даже если уровень его квалификации гораздо ниже, чем у специалиста со стороны, поскольку главным критерием здесь будет выступать не профессионализм, а лояльность компании и её руководства. В этом случае все члены компании прилагают массу сил и возможностей, чтобы обучить своего родственника. Семейный бизнес в арабском мире отличает высокая культура человеческих отношений и приверженность семейным ценностям.

Стоит отметить, что в Дубае, например, даже издан Закон о регулировании семейного бизнеса, основная цель которого – создание правовой основы для укрепления семейного бизнеса, защита благосостояния семей, создание условий для расширения вклада семейного бизнеса в национальную экономику и для увеличения числа компаний.

На самом деле, несмотря на очевидную разность культур, традиций, религий, мы не так уж сильно отличаемся от жителей арабского мира. Только, если там семейственность развивалась веками, у нас эта тенденция в определенный исторический период прервалась. И только в последнее время начала возрождаться.

Это уже было в Российской истории

Основные примеры семейного бизнеса в нашей стране следует искать в прошлых веках. В основном, они базировались на торговой деятельности и малых производственных мануфактурах, которые впоследствии выросли в крупные заводы и фабрики.

Первые известные нам семейные династии российских предпринимателей начали складываться уже в едином московскомгосударстве при цареИване Грозном. К XV веку сформировались династии русских предпринимателей Строгановых, основатель которых Аника Федорович разбогател на добыче соли на Кольской губе. В то же время началась история таких известных купеческих династий, как Никитниковы и Светешниковы, развивавших торговлю как внутри страны, так и с заморскими странами.

Новый виток российского предпринимательства связан с периодом правления Петра I, ценившего инициативу и самостоятельность человека, независимо от его сословной принадлежности.

Для развития и поддержки предпринимательства Петр I многое сделал: создал специальные коллегии в поддержку начинающих предпринимателей, предоставил привилегии и льготы, помогал орудиями производства и беспроцентными ссудами, обеспечивал государственными заказами.

В начале XVIII века начали формироваться купеческие династии, ставшие промышленной гордостью не только дореволюционной России, но и Тверской губернии в частности: Морозовы (основатели Тверской мануфактуры), Рябушинские (основатели Вышневолоцкой хлопчатобумажной фабрики), Савины (основатели Верхневолжского кожевенного завода), Прохоровы (основатели Вышневолоцкой фабрики «Таболка»).

К концу XVIII века сложившиеся семейные династии торговцев и производителей обладали многомиллионными состояниями и славились не только своими капиталами, но и оказывали всякое содействие развитию наук, учреждали именные стипендии, строили театры, помогали актерам, содержали благотворительные учреждения, оказывали помощь стране в военные годы. Вспомним Варвару Алексеевну Морозову, которая в Твери открывала на собственные средства училища, школы, курсы, принимала участие в организации университетов, построила больницы, ясли, богадельни, здание народного театра.

Начавшаяся революция более чем на 70 лет остановила развитие русского предпринимательства, но не смогла искоренить главного качества, необходимого для начинания и успешного развития своего собственного дела, – желания продолжать семейные традиции.

Где сегодня есть место семейному бизнесу?

Сегодня дело, которое имеет потенциал стать семейным, в большинстве представляет собой сектор малого и среднего бизнеса. По данным некоторых аналитиков, в России в определенных отраслях экономики (например, сельское хозяйство, пищевая промышленность, текстильная промышленность, IT-технологии и торговля) до 80 % всех малых и средних предприятий могли бы стать крепкими семейными компаниями. При этом рынок для таких компаний может и не ограничиваться рынком города. Либо они могут выходить за пределы города, либо повышать экспортный потенциал и производительность труда в своей компании, чтобы добиться роста.

Это, в первую очередь, различные ИП. В таких компаниях нет иерархических ступеней, потому что лидерство принадлежит главе семейства, который выполняет роль руководителя, а остальные члены семьи выполняют свою работу и имеют свою зону ответственности. По этому принципу, например, создаются пекарни, туристические объекты, салоны красоты, рестораны, консалтинговые фирмы, юридические компании, сельхозпроизводители, швейные мастерские, где все члены семьи кровно заинтересованы в выживании их маленького семейного бизнеса.

Также бизнес может состоять из нескольких родственных семей. Это, как правило, уже подросшие семейные компании с четко поставленной организацией, где семейные отношения переходят в деловые, и приходится считаться, что часть родственников становится управляющими, а часть – их подчиненными.

Ещё одна группа семейного бизнеса – крупные компании и холдинги, которые наследуются из поколения в поколение, владельцами которых являются целые семейные кланы. Это сейчас не про Россию. В России большинство семейных компаний находятся на стадии зарождения. Но предпосылки уже есть.

Поделитесь опытом!

Итак, российский бизнес, являясь, с одной стороны, молодым и неопытным, обладает в то же время богатейшей историей и показательными примерами дореволюционных купцов-предпринимателей, начинавших свое дело с нуля и передавших свое дело потомкам.

Именно в создании дела, которое затем перейдет детям или внукам, и заключается смысл создания истинно семейного бизнеса.

Приглашаем всех, у кого развивается или уже успешно работает семейный бизнес, на страницы нашей газеты. Расскажите о своем деле, преемственности, наставничестве, становлении семейной династии.

Марина Гавришенко

Мона ХАЛИЛЬ, исполнительный директор Российско-Египетского Делового совета
Мнение эксперта:

Если вы желаете выбрать рынок Ближнего Востока в качестве площадки для продвижения своих услуг и товаров, то стоит задуматься о том, что в Арабском мире существуют специфические особенности ведения бизнеса и корпоративных отношений.

Более того, на формирование самобытного и своеобразного характера арабов оказали огромное влияние исламские предписания и установки. Если во многих западных странах церковь отделена от государства, то в арабских государствах политика и бизнес нередко определяются религиозными нормами. Об этом необходимо знать и помнить при установлении деловых контактов.

Отсутствие понимания особенностей арабской культуры может негативно отразиться на конечном результате переговоров, возникнут недопонимание и недоверие.

Знание ментальности арабов – залог успеха вашего бизнеса в странах Ближнего Востока.

Несколько слов о бизнесе в арабском мире.

Особенность менталитета арабских предпринимателей заключается в том, что для них не столько важны письменные договоренности и документы, сколько ораторские качества партнера. Если вы уверенно и грамотно донесёте свою идею, есть шанс, что контракт будет заключен. Ораторское искусство – признак образованности оппонента. Арабские бизнесмены сами говорят красиво, и ценят это в своих собеседниках.

Арабы предпочитают вести дела с людьми, которых они знают лично – это важнейшее правило. Установление личного контакта является главным залогом прочного двустороннего сотрудничества.

В последствии, когда вам удалось установить отношения и бизнес «пошел», не забывайте поддерживать общение. Бизнес в арабском мире — это прежде всего человеческие отношения. Их можно укреплять регулярными визитами, теплыми встречами и проявлением искреннего интереса к арабским партнерам и к их местным традициям.

Самое главное – быть открытым и дружелюбным, тогда в общении с представителями арабского мира у вас не возникнет никаких проблем.

Отдельно хочется сказать о семейных традициях в арабском мире. Арабы очень высоко ценят важность семьи. При этом семья – это, как правило, клан, состоящий из многочисленных родственников, включая даже дальнюю родню. Поэтому и семейный бизнес в арабском мире – это норма. Семейный бизнес занимает около 70 % общего рынка. Для сравнения: в Китае семейные предприятия составляют 90 %, в России 25 %. Кстати, если арабы увидят, что их партнер – это не просто бизнесмен, а продолжатель семейной династии, то, конечно же, переговоры пройдут более успешно. 

Кросс-культурная компетентность – набор ключевых знаний и специальных навыков, которые позволяют высокоэффективно и успешно взаимодействовать с представителями других культур, устанавливать надежные и долгосрочные деловые и личные отношения, а также чувствовать себя комфортно в иностранной среде.