Некоторые известные московские блогеры уже забили тревогу: в стране новая мода – вместо отчеств давать ребенку матчество. 
Давайте разберемся, насколько это реально юридически осущетсвить. 
Правильнее будет называть именование человека по матери матронимом (есть еще понятие текнонима, основанного на имени самого ребенка). В отличие от традиционного для нас патронима это сегодня является большой экзотикой. Однако у некоторых народностей Индии и Бангладеш, в которых имущество наследуется по материнской линии, дети получают в добавление к своему имя матери. Такие же правила сохранились в Индонезии, на Филиппинах и во Вьетнаме. 
В европейской традиции и в России остались лишь намеки на то, что раньше матчество существовало. Так, например, некоторые фамилии, которые образованы от женских, а не мужских имен, указывают на то, что граждане Татьянины и Маринины имели предков с соответствующими именами-матронимами. Однако есть одна страна, где матронимы и сегодня используются наравне с патронимами. Это Исландия, и бывший мэр Рейкьявика Дагюр Бергтоурюсон Эггертссон в своем имени несет память как об отце, так и о матери. Суффикс «сон» добавляется там сыновьям, а «доттир» - дочерям, и как именовать ребенка, решают сами родители. 
На Руси имя матери добавляли княжеским бастардам, чтобы сразу указать на их более низкий статус и соответствующее место в очереди престолонаследия. Так, младший сын князя Ярослава Осмомысла Олег получил матроним-прозвище Настасьич, что очень осложнило ему дальнейшую жизнь, даже несмотря на то, что отец завещал трон именно ему. Встречается в летописях и Василий Мариич (Маричинич) – внук Владимира Мономаха. Он родился после смерти отца и воспитывался матерью, возможно поэтому летописцы именовали его именно так. 
В XXI веке стали находиться россияне-смельчаки, которые решили, что нужно в нашей привычной и устоявшейся системе ФИО что-то менять. Сегодня, согласно статье 58 Семейного кодекса, ребенку дается отчество по имени папы, если иное не предусмотрено национальными обычаями или законами субъектов РФ. Однако мать-одиночка может указать любое имя отца. И вот тут-то кроется лазейка, благодаря которой матчество можно оформить для ребенка быстро и без проблем, минуя бюрократические препоны. 
Маме достаточно при записи ребенка указать имя отца, созвучное со своим собственным. Так что у Валентин, Александр и Евгений вообще тут сложностей не возникает. 
В более сложных случаях можно покопаться в иностранных сборниках имен и даже в древней истории. Так поступила Катерина из Санкт-Петербурга, которая сама сменила свое отчество на матчество в 2017 году. Получив при первом обращении отказ, она в следующем заявлении указала, что хочет стать Раисовной – от мужского имени Раис, и проблема была исчерпана. Сложно сказать, на какие ухищрения пошел житель Екатеринбурга, но еще в 2012 году он стал «первой ласточкой» этого нового веяния, сменив свое отчество на двойное, образованное от имен и отца и матери. Сергей Веро-Викторович убежден, что «двойное величание отражает вклад в развитие человека и матери, и отца».