Две станции на пути «Бологое-Полоцк» (одна в Бологовском, другая в Фировском районе Тверской области) – это два чудом сохранившихся памятника, можно сказать, готовый музей под открытым небом. Сама по себе эта дорога строилась скорее даже не для пассажирских перевозок, а на случай…войны.

Она была построена в первом десятилетии XX века в стратегических целях: на горизонте маячили военные конфликты, страны Европы объединялись в коалиции такие, как наводивший ужас Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия). В связи с этим, на нашей территории, но совместно с французами, и была построена железная дорога от Бологого до Полоцка. Ее стратегическое предназначение - переброска армейских частей к западным границам России.

"Впервые о Бологое - Полоцкой железной дороге заговорили в феврале 1901 года на совещании российского и французского генеральных штабов. Французы недвусмысленно заявили о готовности оказать финансовую помощь России в строительстве стратегических железных дорог Центр - Запад. К этому их подталкивал ряд обстоятельств. Во-первых, согласно военной конвенции 1892 года, именно Россия в случае войны должна была удерживать многочисленные германские войска в Восточной Пруссии. Во-вторых, могла возникнуть необходимость переброски войск с восточных границ России к западным. Без интенсивного развития железнодорожной сети, в первую очередь на западном направлении, выполнить эти задачи было невозможно. Помощь была оказана, и Бологое - Полоцкую железную дорогу построили. Она обошлась в фантастическую по тем временам, неподъемную для русской казны сумму - около 53 миллионов рублей, или 118 391 рубль на версту". (Алексей Вульфов)

"...Будучи однопутной, она на всем протяжении имела приспособленные под два пути опоры мостов и земляное полотно на случай резкого увеличения транспортных потоков. На дороге полагалось иметь обгоночные пути и стрелки на запасных разъездах, теплые бараки для новобранцев, коновязи и питьевые желоба для коней, кубовые для кипятку, погрузочные площадки, продовольственные пункты и бани на станциях III класса... Все, что касалось социального обеспечения, было выполнено вовремя и в строгом соответствии с проектной документацией. От станции Бологое до Полоцка на 450 верст растянулся целый город: 116 жилых домов и 290 сторожевых линейных путевых зданий (ЛПЗ), в просторечии сторожек, 78 полуказарм и 42 казармы для путейцев, 367 колодцев, 79 стрелочных будок. Весь жилой фонд был капитальным, исправно служит он во многих местах и сегодня... На станциях III класса построили больницы: в Бологом - на 65 коек, в Полоцке - на 20, в Торопце - на 13".

Меня, конечно, больше впечатлила станция в Баталино, Фировского района, хотя, говорят, с Бологовской они одного возраста - с 1902 года.

Интересно, что архитектор Баталин тяжело заболел, в заграницах ему сделали сложнейшую операцию и вставили в горло золотую трубку. Он все равно умер и был рядом, в соседнем селе, похоронен. Спокойно покоился недолго, вскоре его могилку раскопали в поисках той самой трубки. История умалчивает нашли или нет)

Сегодня оба вокзальных здания - это интереснейший памятник железнодорожного транспорта прошлого века. Вокзалы, привокзальные сооружения (водонапорные башни, сараи, путевые будки и даже сортиры) в некоторых местах и по сей день стоят в почти первозданном состоянии.

Марина Гавришенко 

https://zen.yandex.ru/media/id/5a54781b57906af78d5c3de5/bologoepolock-doroga-kotoroi-bolshe-sta-let-5abe6e7b9d5cb350233b6966